Социокультурное проектирование — это технология решения социальных проблем средствами культуры, в условиях максимальной неопределенности задач и огромной вариативности их возможных решений.
Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает деятельность, способствующую разрешению конкретной ситуации:

  • разрабатывает модель того, что «должно случиться» в соответствии с наличными ресурсами;
  • соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели (можно экспериментировать);
  • задает обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации...

Подробнее...

Таким образом, социокультурное проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе социальных проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое конечное состояние объекта проектной деятельности, разработке путей и средств достижения поставленных целей.
Социокультурный проект – это проект, который позволяет не только найти проблему, которая есть в социуме, но и дать ответ, как ее можно решить средствами культуры. Такие проекты, по сути своей, призваны улучшить качество жизни людей. А их авторам (инициаторам) помочь реализовать свои творческие фантазии и обеспечить финансовые потребности.
Проекты всегда обладают следующими признаками:

  • они направлены на достижение конкретных целей;
  • они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
  • они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
  • все они в определенной степени неповторимы и уникальны.

Актуальность овладения основами социокультурного проектирования обусловлена тем, что представители профессий социотехнической направленности (управленец в сфере культуры и образования, педагог, творческий работник учреждения культуры, учреждения дополнительного образования и т.п.), всегда зависящие от бюджетного финансирования, вынуждены (рынок!!!) искать источники дополнительного финансирования на решение именно социальных проблем (по роду своей деятельности).
Надеюсь, что материалы сайта научат Вас грамотно инициировать, планировать, управлять и презентовать Ваш проект, позволят проявить себя в ходе текущей деятельности организации, в которой Вы работаете или поможет создать независимые рабочие места для себя, своих друзей, коллег и родственников. Социокультурные проекты по сути своей призваны улучшить качество жизни людей. Но качество жизни - это не просто определенный ее уровень, это понятие включает в себя очень много различных компонентов. Нужно не только найти проблему, которая есть в социуме, но и дать ответ, как ее можно решить. Поэтому проекты не должны быть нацелены только на механическое поднятие уровня жизни за счет выделения денежных средств, но и на создание условий, инициирующих социальную активность представителей сообщества. Возможно, в ближайшем будущем преимущество будут иметь проекты, способствующие:

  • доступу к информации, включая введение в информационный оборот (с помощью новейших информационных технологий) неизвестной или недоступной ранее общезначимой информации о культуре;
  • формированию новых инфраструктур культуры, нахождению новых путей развития учреждений культуры в изменившихся экономических условиях;
  • развитию нетрадиционных форм работы учреждений с аудиторией;
  • сотрудничеству организаций культуры разных уровней;
  • поддержке новых, художественно значимых направлений культуры РФ;
  • проекты, способствующих пониманию особенностей культурной ситуации региона.

Каждый грантодатель осуществляет свою деятельность в соответствии с приоритетными направлениями и программами!
Для реализации именно СВОИХ программ и отбираются проекты, наиболее отвечающие ЭТИМ конкретным целям, задачам и требованиям

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

«Ежегодный культурный форум национальных меньшинств»
Место проведения: Российская Федерация, Республика Адыгея г. Майкоп
Период реализации творческого проекта: октябрь 2018 года.
Продолжительность творческого проекта: 2 (два) дня
Направления: народное творчество, изобразительное искусство.
Тема проекта: Ежегодный культурный форум национальных меньшинств
Участники Проекта: представители различных творческих сообществ (фольклорные и музейные коллективы, краеведческие сообщества, мастера-ремесленники, художники, музыканты, молодежные организации и другие)

 

 

Заявка на финансирование - это письменная просьба о поддержке Вашего социального проекта, с которой вы обращаетесь к инвестору и предлагаете использовать Вас (вашу организацию), ваш опыт и профессионализм для работы по решению проблемы в вашем регионе или в какой-то специальной области.

Составление плана действий. Что, где, когда, сколько денег (других ресурсов) на это надо? Определение краткосрочных и долгосрочных действий.

Планирование проекта - разработка такого документа (плана проекта), который определяет и документирует все действия, направленные на достижение поставленных целей.

План составляется для соблюдения порядка выполнения всех работ, определения необходимых ресурсов (материальных, финансовых, кадровых) разработки организационной структуры проекта и координации деятельности всех его участников (кто, что, когда и как будет делать).

1 вариант: проектная идея (основной замысел проекта) определена, значит начата инициация проекта, затем нужно понять, для кого ее реализация нужна, полезна и выгодна, какие и чьи проблемы она поможет решить.

2. вариант: сначала инициаторами проекта выделяется (локализуется) определенная проблема – несоответствие того, что требуется, тому, что имеется (что-то мешает, что-то вредит, чего-то недостает, открываются новые возможности и т.п.), поэтому нужно найти то, что устранит этот разрыв между «тем, что есть» и «тем, что должно быть». Тогда идея проекта заключается в представлении продукта или услуги, внедрение которых позволит решить выявленную проблему - инициация начата.

 В последнее время успешно используется система тренингов, включающая в себя освоение набора методов не только усвоения и активизации знаний, но и практику их применения и внедрения. Тренинги стимулируют процесс генерации идей, ориентируют на эффективное проецирование полученных в условной форме знаний на конкретную рабочую обстановку, позволяют учиться искусству общения. Выполняя в воображаемых ситуациях те или иные действия, сопоставляя их с собственным реальным опытом, анализируя и обобщая полученные результаты, участники формируют в своем сознании ряд психологических новообразований, приводящих к освоению качественно нового профессионального уровня.

Глосса́рий (лат. glossarium — «собрание глосс») — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами.

Настоящий глоссарий (терминологический словарь) раскрывает содержание основных понятий терминов, употребляемых в социокультурном проектировании и требующих комментариев и пояснений. Его задача – помочь взаимопониманию и коммуникации участников данного процесса.

Социокультурный проект всегда направлен на решение проблемы в СОЦИУМЕ средствами КУЛЬТУРЫ. Проблема - это что-то негативное, приносящее вред, требующее изменения жизни конкретных групп людей. В основе любого проекта - поиск «проблемных» групп населения; определение «болевых» мест и точек приложения сил, т.е. поиск ответа на вопрос: «Почему возникла необходимость в реализации проекта?»

Заявка на финансирование - это письменная просьба о поддержке Вашего социального проекта, с которой Вы обращаетесь к инвестору и предлагаете использовать Вас (Вашу организацию), Ваш опыт и профессионализм для работы по решению проблемы в Вашем регионе или в какой-то специальной области. Как правило, структура заявки предлагается грантодателем (нужно внимательно читать его требования), но есть типовые пункты.

Книга, изданная малым тиражом еще в 2005 г., но не потерявшая актуальности по сей день. В 2007 г. переработана в электронный сборник-приложение к журналу "Справочник руководителя учреждения культуры". Распространяемая с того времени в электронном виде, в разы превысила бумажный тираж. Тысячи работников культуры по всему СНГ начинали знакомство с социокультурным проектированием именно с этой книги.

Печатные издания:

Формы массовых мероприятий: от А до Я. Оперативный словарь-справочник. Особенности организации связей с общественностью (паблик рилейшнз) в деятельности учреждения культуры клубного типа.
Рабочие тетради для самостоятельной работы над проектом

Информационные партнеры Клуба:

Фонд поддержки культурно-образовательных программ СОДЕЙСТВИЕ


ООО «МУЦ ДПО «ЦПП»


Журнал Дом культуры


Конкурс МОСГОРТЕХ