Клуб менеджеров практиков в сфере культуры рассказывает об уже воплощенных социально-культурных проектах и о технологиях социокультурного проектирования!

Сейчас очень часто в ответ на вопрос о месте работы можно услышать: «Я работаю в проекте»!

Что это означает?  А то, что нашлась группа энтузиастов, которая привлекла деньги для решения определенной проблемы, привлекла в команду профессионалов и работает по определенному плану. Если проблема социальная и решается она средствами культуры, такой план, изложенный в определенном порядке (с предполагаемым результатом) – это социокультурный проект.

Привлеченные финансовые средства, как правило, имеют грантовую основу. Грантодатель выделяет средства на решение круга очерченным им проблем, при условии, что будет достигнут нужный ему результат.

Подробнее...

Но получить грант далеко не просто: нужно выиграть конкурс и, зачастую, довольно жесткий. А выполнив все свои обещания, еще и отчитаться за каждую полученную копейку и за каждый пункт своих обязательств.

С другой стороны, такая деятельность дает определенную степень свободы: в выборе членов команды, в выборе методов и средств решения проблемы.

Если все сложилось: т.е. совпали ожидания грантодателей и возможности команды, тогда и возникает «работа в социально-культурном проекте».

Таким образом, если Вы можете ответить на вопросы:

  • Кто Вы?
  • Для кого?
  • Почему?
  • Что хотите сделать?
  • Как хотите сделать?
  • С каким результатом?
  • И сколько Вам на это нужно денег?

Значит Вы готовы побороться за грант!

Внимательно прочитайте требования грантодателя, заполните его таблицы-анкеты и вперед, за средствами для решения тех проблем, которые Вы определили…

Итак, кто Вы? – частное лицо или представитель организации? Вы один или уже есть команда? По какому признаку вы объединились, чем вы сильны, чем уникальны, уверены в своих силах, что дает вам такую уверенность, имеете подобный опыт, умеете привлекать сторонников, нейтрализовать противников?

Для кого? Жизнь каких конкретных людей (целевых аудиторий) существенно улучшится после Вашего вмешательства, т.е. – кто благополучатели?

Почему? Какая проблема благополучателей требует Вашего вмешательства? Может им холодно или голодно? Что-то им мешает, не дает развиваться, наносит вред?

Что хотите сделать? Какие при этом сделаете реальные шаги? Так что же реально Вы сделаете? Выпустите информационные брошюры, построите баню, проведете конкурс частушек?  Да, если это поможет решить обозначенную проблему! Не можете все сами – ищите партнеров-профессионалов.

Как Вы будете это делать? Какими средствами, формами, способами?

Т.е.: что будет сделано (список мероприятий), кто, как, когда и в какой последовательности будет это делать? Да, и какие ресурсы при этом будут задействованы: кадровые (человеческие), финансовые, законодательные и т.п.

Здесь главное – «изюминки», что же такого, что еще никто не делал, Вы можете предложить?

С каким результатом? Что получите на выходе? Обязательно – в конкретных цифрах: 5 брошюр, 50 участников конкурсов частушек, одна построенная баня, 500 жителей, которые сходят в эту баню.

Такой результат грантодателю легко проверить и убедиться в том, что Вы честно потратили выделенные им средства. Главное – правильно распределите свои обещания и точно их выполните. Обещали 5 брошюр – издайте - 5! Хорошо бы предусмотреть сторонний мониторинг и оценку результатов проекта, конечно, положительную для Вас.

Грамотно формулируйте цель социокультурного проекта (помните, цель это перевернутая проблема: не знают – научим, не хотят – заставим и т.п.).

Подробно опишите все виды деятельности и мероприятия с указанием сроков исполнений и данными об исполнителях - календарный план действий.

И сколько Вам на это нужно денег? Смета проекта должна предусмотреть все Ваши затраты. Обидно, когда непредусмотренная мелочь вынуждает искать дополнительные средства для выполнения уже профинансированного социально-культурного проекта. Предусмотрите зарплату себе и основным членам команды, обязательно все начисления на зарплату. Как правило, это может составлять до 50% всего гранта. Пропишите все действия о обсчитайте их.

Не забудьте про расходные материалы, про тиражирование и пр. мелочи. Если привлекаете свои ресурсы – переведите их в деньги (экономисты умеют обсчитывать такие возможности). Кстати, не выпячивайте Ваши потребности, на первом плане – потребности целевых аудиторий! Вы же стараетесь для них!

Для отчета пригодятся все возможные доказательства Вашей активности: статьи в СМИ, скриншоты страниц инета, фотографии, Благодарственные письма, финансовые документы, пригласительные билеты, афиши и пр. Чем больше – тем лучше!

В любом случае грантодателей надо искать, гранты надо выигрывать, социокультурные проекты – писать и защищать!


В настоящее время в регионах России накоплен значительный опыт реализации социально-культурных проектов:

В настоящее время регионами РФ (в Белгородской и Калужской областях, в ЯНАО, в Красноярском крае, в Подмосковье) накоплен значительный опыт реализации социокультурных проектов, непосредственное отношение к которым имеет инициатор создания Клуба. Кроме того, есть опыт реализации собственных, авторских социокультурных проектов, подробное описание которых будет дано на сайте.

Усилиями автора проекта, администрации и членов Клуба составляется перечень социально-культурных проектов, наиболее интересных для менеджеров практиков в сфере культуры в плане обмена опытом. Приглашаем поделиться собственным опытом удачных (и НЕудачных) попыток получения грантов на реализацию своих социокультурных проектов.


Типы социокультурных проектов зависят от объявленных инициаторами проекта целей и организационных средств и могут быть:

  • бизнес-характера - получение (извлечение) прибыли, создание коммерческих социальных организаций;
  • политическими (инициирование внесения поправок в существующее законодательство, поддержка политических партий и движений, участие в организации выборных компаний и др.;
  • социальными - проекты: пользуются средствами бизнеса, но решают социальные проблемы (проекты в сфере поддержки образовательных учреждений, здравоохранения, экологии, благотворительность, волонтерство и др.);
  • культурными - поддержка учреждений, сохраняющих и создающих культурные ценности, формирование и предложение оказываемых ими услуг, внедрение перспективных, инновационных идей.

В зависимости от места возникновения инициативы:

  • локальными,
  • межрегиональными,
  • международными.

Возможными областями применения социокультурных проектов могут быть:

  1. Материальные (создание и развитие инфраструктуры):
  • улучшение (совершенствование) и переориентация традиционной деятельности учреждений культуры в соответствие с современными задачами российской культурной политики;
  • реставрация или приспособление объектов нежилого фонда, пригодных для размещения культурно-досуговых учреждений, или их представительств и филиалов (особенно с привлечением местного населения к реализации данной цели);
  • образование новых видов учреждений, также содействующих решению задач социально-культурного развития территории:
  • образование культурных и социально-педагогических центров, по новому сочетающих воспитательные, трудовые и досуговые функции;
  • инициирование и поддержка создания организаций, деятельность которых направлена на снятие социальной напряженности (политклубы, культурно-просветительные общества, национально-культурные центры и пр.);
  • образование специализированных объектов местной культуры – местных народных музеев, домашних (частных) библиотек, выставочных залов и т.п.

Подробнее...

Как одно из самостоятельных направлений создания социально-культурных проектов по созданию и развитие инфраструктуры может рассматриваться формирование индустрии досуга, на что потребуются проектные решения и соответствующие мероприятия другого рода:

  • направленные на насыщение рынка оборудованием спортивно-культурного назначения для оптимизации индивидуального и семейного досуга;
  • строительство детских площадок, аттракционов, игровых городков, спортивных, развлекательных и культурно-досуговых учреждений;
  • участие в создании условий для качественной организации отдыха (культурного досуга) на различных бытовых уровнях: от квартиры – жилого дома – двора – микрорайона – района – до всего города, что позволит любому жителю выбрать для себя приемлемые формы, виды и содержание проведения своего свободного времени, учитывая собственные интересы, физическое состояние, материальные возможности и т.д.
  1. Нематериальные («личностный или человеческий факторы»):
  • поддержка общественных проектов и новых видов культурно-досуговой деятельности, формирование, развитие и поддержка, в дальнейшем, социально-культурных инициатив, стимулирование креативной творческой активности жителей;
  • выбор приоритетных социальных групп и категорий населения и ориентация на них всей культурной политики;
  • создание "эталонов", лучших образцов культурной жизни, концентрируя материальные и кадровые ресурсы на поддержку на более высоком уровне перспективных (ведущих) учреждений и творческих коллективов;
  • поддержка, развитие и сохранение культуры национальных (этнических) групп, охватывая сохранение языка, литературы, исторических памятников, религии, народного (профессионального и любительского творчества) во всех его видах и формах;
  • формирование условий для участия в региональных, межрегиональных, международных культурных контактах;
  • разработка принципиально новой, специализированной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, основанной на использовании современных технологий;
  • сохранение старых и наращивание новых информационных возможностей сферы культуры;
  • разработка и внедрение единой информационной сети, объединяющей республиканские и районные звенья, используя современные технологии электронных телекоммуникаций.

Если социокультурные проекты имеют социально-педагогический, адаптационный, реабилитационный характер (т.е. носят ярко выраженную социальную направленность), то целевой ориентацией проекта может быть:

  • содействие минимизации (уменьшению), полному разрешению или профилактике проблем, подтверждающих неблагоприятные обстоятельства жизнедеятельности населения или отдельной личности;
  • участие в создании условий для успешной самореализации творческой личности.

Следовательно, реализация социально-культурных проектов может помочь в решении следующих задач:

  • оказание помощи в освоении культурных технологий, овладение новой профессией, новыми средствами коммуникации, видом культурно-досуговой или художественной деятельности -  оптимизация образа жизни человека в целом;
  • содействие изменению социально-культурной среды и основных сфер жизнедеятельности личностей;
  • содействие налаживанию связей, внедрению новых форм и современных способов взаимодействия (взаимодействия) человека с этой измененной средой.

Возможные целевые аудитории на решение проблем которых направлены социально-культурные проекты, и которые практически всегда находят поддержку:

  • семья, особенно неполная;
  • неблагополучные подростки, даже порой девиантные;
  • лица пожилого возраста, особенно ветераны;
  • лица с ограниченными функциями: инвалиды, просто больные или даже изолированные от общества, например, заключенные.