Клуб менеджеров практиков в сфере культуры формирует актуальный перечень конкурсов социально-культурных проектов и примеров грантов.

 

Возможные источники финансирования социокультурных проектов и программ:

  • Государство — бюджетное или проектное финансирование (в том числе в виде грантов и конкурсов социокультурных проектов).
  • Фонды — некоммерческие организации, имеющие финансовые средства и программу деятельности. Реализация собственных программ осуществляется фондами, как правило, путем выдачи грантов по заявкам различных субъектов культурной жизни — организаций, учреждений, частных лиц, инициативных образований граждан.
  • Коммерческие организации (фирмы, корпорации, банки и др.).

Подробнее...

  • Индивидуальные предприниматели (спонсоры, меценаты).
  • Собственные доходы от предпринимательской деятельности (в т.ч. и от дочерних учреждений и предприятий - создание ремонтно-строительных групп, ателье, мастерских, кооперативов, оказание информационных, рекламные и бытовых услуг населению, предприятиям и организациям).
  • Средства населения (доходы от коммерческих программ, благотворительные пожертвования граждан).
  • Средства населения как источник финансирования социально-культурных программ (и ресурс развития учреждений культуры и досуга) может быть реализован при высоком профессионализме специалистов, оказывающих услугу, на основе предварительного маркетингового исследования (оценки платежеспособного спроса, возможностей конкурентов), а также при совершенствовании ценовой политики — дифференциации культурного обслуживания по принципу взаимодополнения блоков: бесплатное обслуживание — льготная плата — полная плата — повышенная плата.
  • Акционирование (совместные действия с другими организациями или частными лицами).

Создание и реализация социального проекта доступно и младшим школьникам, и студентам, и взрослым людям. Нет такой области человеческой деятельности, где невозможно было бы использовать социальное проектирование.

Работа над социальным проектом заставляет думать, формулировать, доказывать, создавать команды и нести ответственность за результаты собственной деятельности.

А еще, это очень увлекательно.

Участие в конкурсе социальных проектов или борьба за получение гранта – это не только соревнование, но и вклад в развитие своей территории. Не только общение со сверстниками, с коллегами, имеющими активную гражданскую позицию, но и школа социального творчества.

Не только премии и гранты, но и возможность самореализации, возможность создание рабочего места для себя и своих близких, возможность дополнительной финансовой прибыли.

 

Усилиями автора проекта, администрации и членов Клуба составляется перечень грантов и конкурсов, наиболее интересных для менеджеров-практиков в сфере культуры. Данный перечень постоянно обновляется - в нем только актуальные на настоящий момент конкурсы и гранты.  

 Примеры проектов, победивших в конкурсах социальных проектов (получивших гранты):

 

Социокультурный проект «Выставка-презентация «Что читает современная Россия?» реализован на основании выигранного конкурса, объявленного Обществом «Знание», на финансовые средства государственной поддержки, выделенные в виде гранта, по Распоряжению Президента РФ № 79-рп от 01.04.2015 г.

Проект реализован ННО «Фонд поддержки культурно-образовательных программ «Содействие», совместно с Уч. Центром послевузовского и ДПО специалистов ФГБУ «Российская государственная библиотека».

Подробнее...

Автор и руководитель проекта: кандидат культурологии, заместитель директора ФПКОП «Содействие», Т.В. Козлова.

Содержание проекта: выставочная экспозиция из коллекции книг российских писателей, которую передали в дар принимающим библиотекам. Книжная коллекция состояла из нескольких разделов, максимально отражающих многосторонность литературно-читательского процесса в России и была призвана продемонстрировать неугасающий интерес и востребованность классической русской и зарубежной литературы, успехи и достижения писателей современной России, дискуссионные проблемы, беспокоящие российское общество и нашедшие отражение в литературных трудах.

Выступления участников сопровождал мультимедийный материал, посвященный деятельности региональных библиотек России, принимающих заочное участие в проекте, и вызвавший огромное количество обращений с просьбой о его копировании, в качестве приобретения дополнительного российского библиотечного опыта, для дальнейшего ознакомления с ним в профессиональном сообществе библиотек и учебных заведений Республик Казахстан, Азербайджан и Таджикистан.

Основная цель проекта - формирование единого международного информационно-коммуникационного пространства, посредством использования библиотечных технологий.

Проведены три мероприятия: в библиотеке Казахстанского филиала МГУ имени М.В.Ломоносова (г.Астана), в Центральной научной Библиотеке НАН Азербайджана (г.Баку), на базе Национальной библиотеки Таджикистана в г.Душанбе.

 

Конкурс (среди некоммерческих организаций) на получение Субсидии, предназначенной для реализации социально значимых проектов в поддержку сферы культуры, в рамках исполнения региональной государственной программы Московской области «Культура Подмосковья», (утверждена постановлением Правительства МО № 654/33 от 23.08.2013 г.).

Социокультурный проект «Полиструктурная Лаборатория опыта «Творческий коллектив Дома культуры: между традицией и новацией» реализовали: Центр культурных инициатив Министерства культуры Московской области и НКО «Егорьевская Торгово-Промышленная Палата».

Подробнее...

Автор и руководитель проекта: кандидат культурологии, заместитель директора ФПКОП «Содействие» – Т.В. Козлова.

Содержание проекта: организация практической и консультативной помощи по распространению лучшего опыта деятельности творческих коллективов на базе 3-х методических площадок Подмосковья: Коломенского, Дмитровского районов и городского поселения Химки.

Цель проекта: поиск инновационных форм деятельности творческих коллективов Подмосковья и содействие распространению положительного опыта их внедрения – десант из педагогов и специалистов-практиков (с привлечением фирм, работающих на рынке праздничной индустрии) по 1 дню на «кусты-близлежащие районы» Коломенского, Дмитровского районов и городского поселения Химки.

В рамках лаборатории было проведено: докладов - 6, лекций – 3, юридических консультаций -3, мастер-классов – 9, практикум-классов – 6, панельных дискуссий – 3, презентаций – 6, Круглых столов - 3.

По итогам проекта издан электронный комплект электронного методического сборника с материалами Лаборатории (публикации всех педагогов) и методические пособия, популяризирующих культурное и историческое наследие Егорьевского уезда и района.

В общей сложности, повысить профессиональную квалификацию смогли не менее 700 работников учреждений культуры МО, таким образом, проект оказал содействие повышению активности творческих работников и развитию инновационной деятельности в сфере культуры Подмосковья.

Распоряжением Президента РФ от 05 апреля 2016 г. №68-рп объявлен открытый конкурс на предоставление грантов ННО (некоммерческим неправительственным организациям), которые имеют опыт реализации проектов в сфере защиты прав и свобод граждан и участвуют в развитии институтов развития гражданского общества.

Грантооператор данного конкурса: БФПСМиД (Благотворительный фонд поддержки семьи материнства и детства) «Покров».

Социокультурный проект: Мультимедийный образовательный модуль (обучающая программа с использованием дистантных технологий) по теме: «Социокультурный проект: от идеи до реализации».

Подробнее...

Проект реализуют: ФПКОП «Содействие» совместно с партнером - Уч. Центром послевузовского и ДПО специалистов ФГБУ «Российская государственная библиотека».

Автор и ведущий педагог проекта: кандидат культурологии, заместитель директора ФПКОП «Содействие», Т.В. Козлова.

Цель проекта: создание и апробация дистанционной формы повышения квалификации библиотекарей и работников Домов культуры: разработка модулей-блоков учебной программы, УТП и ЭУМК, на основе платформы дистантного обучения, осуществление пилотного проекта -  обучение технологиям социокультурного проектирования 10 специалистов из ЦФО.

Задачи:

  1. Разработать и апробировать дистанционную форму повышения квалификации специалистов, работающих в библиотеках и Домах культуры России: создать учебную программу, УТП и ЭУМК.
  2. Внедрить платформу дистанционного обучения по указанной теме.
  3. Реализовать пилотный проект обучения 10 специалистов из Москвы и Московской обл, из областей ЦФО: Калужской, Тверской и Смоленской.
  4. Создать методический комплекс для учебно-методических центров РФ по внедрению мультимедийного образовательного продукта дистанционного типа.

Дистанционная программа обучения социокультурному проектированию

Дистанционный курс – это система, учитывающая специфику дистанционной формы организации обучения, имеющая профессиональную техническую и технологическую поддержку, разработанные учебные, методические, информационные электронные материалы, использующие широкие возможности мультимедиа и гипермедиа, отлаженные каналы коммуникаций, позволяющие очень оперативно и полноценно взаимодействовать обучающимся между собой, а также с преподавателем и получать быструю обратную связь.

Целью такого дистанционного курса является формирование у обучающихся знаний теоретических основ социокультурного проектирования и умений использовать их в практической деятельности для разработки и реализации проектов в социокультурной сфере.

Задачи курса:

- способствовать развитию у обучающихся навыков самостоятельной проектной деятельности, применения на практике технологий планирования и менеджмента;

- познакомить обучающихся с технологиями анализа социокультурной ситуации;

- научить обучающихся основам методики формирования региональных и локальных социокультурных проектов.

Подробнее...

Дистанционный курс, лежащий в основе грантового проекта: «Социокультурный проект: от идеи до реализации» – мультимедийный образовательный модуль – обучающая программа, с использованием дистанционных образовательных технологий» позволил получить финансирование для его разработки и внедрения.

Учебный центр послевузовского и дополнительного профессионального образования специалистов ФГБУ «Российская государственная библиотека» (заведующий Екатерина Борисовна Дударева) совместно с Фондом поддержки культурно-образовательных программ «Содействие» выиграли открытый конкурс по предоставлению грантов некоммерческим неправительственным организациям, проводимый в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации №68-рп от 05 апреля 2016 года «Об обеспечении в 2016 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина». 

Грантовое направление: консультационная, методическая и образовательная поддержка проектов в социально значимых сферах деятельности ННО. 

Срок реализации: сентябрь-декабрь 2016 г. 

Краткое описание проекта: разработка и апробация дистанционной формы повышения квалификации специалистов, работающих в учреждениях культуры России: создание учебной программы, учебно-тематического плана и электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК), внедрение платформы дистанционного обучения по теме: «Социокультурный проект: от идеи до реализации».  Многолетняя практика работы фонда в сфере организации краткосрочных курсов повышения квалификации работников культуры показывает, что наиболее востребованными являются: 

- дистанционный способ передачи информации; 

- внедрение типовых (тиражируемых) алгоритмов действий – пошаговых инструкций, шаблонов, примеров, схем. 

Отсюда стремление к оптимизации социально-проектной деятельности, и разработка и апробация мультимедийного образовательного продукта дистанционного типа «Социокультурный проект: от идеи до реализации» позволит этого достигнуть. 

На грантовые средства приобретена платформа для организации дистанционного обучения, созданы и переведены в электронный контент учебная программа, учебно-тематический план и электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) по теме «Социокультурный проект: от идеи до реализации»; реализуется пилотный проект обучения десяти специалистов из Москвы, Московской, Калужской, Тверской и Смоленская области с выходом на 10 реальных социокультурных проектов:  1. Гончарова Наталья Петровна,         Курсы повышения квалификации и переподготовки кадров при ГБП ОУ «Тверской колледж культуры им. Н.А. Львова», директор, Заслуженный работник культуры, г.Тверь;

  1. Зеленова Анастасия Евгеньевна, Культурный центр «Зодчие», заместитель директора по социокультурному проектированию, г.Москва;
  2. Ковальчук Мария Юрьевна, Муниципальное бюджетное учреждение культуры ДК «Фортуна», художественный руководитель, МО, Чеховский р-н;
  3. Любарская Оксана Васильевна, Муниципальное учреждение «Районный организационно-методический передвижной центр «Мастер», директор МО, Коломенский район;
  4. Сухотина Милена Львовна, ФГБУ «Российская государственная библиотека», Центр по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе (ЦИПР) управления научно-методической деятельности, ведущий научный сотрудник, г.Москва;
  5. Терещенко Лилия Васильевна, Муниципальное учреждение культуры «Культурно-просветительский центр «Дубрава» имени протоиерея Александра Меня», преподаватель Студии современной музыки «Indigo Land» Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, г.Сергиев Посад;
  6. Ульянова Наталья Владимировна, Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Андреевка», директор, Московская обл., Солнечногорский район г.п. Андреевка;
  7. Чубарева Юлия Александровна, Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Ашковский ДК», директор, Смоленская область, Гагаринский район, д. Ашково;
  8. Юсупова Анна Сергеевна, Муниципальное бюджетное учреждение ЦБС г. Обнинск, главный хранитель фонда, Калужская обл., г. Обнинск;
  9. Яшина Анастасия Алексеевна, Муниципальное бюджетное учреждение культуры СДК «Юность», редактор, Московская обл., Сергиево-Посадский район, д.Березняки.

По итогам пилотного проекта, с учетом всех замечаний и предложений, будет разработан методический комплекс для региональных учебно-методических центров по внедрению мультимедийного образовательного продукта дистанционного типа.

Автор и ведущий педагог проекта - кандидат культурологии, зам. директора Фонда поддержки культурно-образовательных программ «Содействие» Татьяна Викторовна Козлова.