Социокультурный проект всегда направлен на решение проблемы в СОЦИУМЕ средствами КУЛЬТУРЫ. Проблема - это что-то негативное, приносящее вред, требующее изменения жизни конкретных групп людей. В основе любого проекта - поиск «проблемных» групп населения; определение «болевых» мест и точек приложения сил, т.е. поиск ответа на вопрос: «Почему возникла необходимость в реализации проекта?»
Формулировка проблемы – это указание на отсутствие чего-то, наличие чего-то негативного, приносящего вред, требующего изменения жизни благополучателей или внешних социальных условий, препятствующих, тормозящих, оказывающих негативное воздействие на снятие проблемы, на решение которой направлен проект;
Это могут быть проблемы конкретного человека, либо группы людей (по терминологии проектирования – благополучателей), либо территории в целом.
Кстати, иногда проблемой могут стать и открывающиеся перспективы.
С позиции социокультурного проектирования в проблемной ситуации выделяются те элементы, которые могут быть изменены в рамках проекта, а сам проект адресуется прежде всего носителю проблем.
Как правило, в определенных составляющих социокультурной среды обитания человека и образа его жизни преобладают или социально-культурные, или личностные проблемы. В частности, первые характерны для художественной жизни, культурно-исторического наследия, экологической и политической среды обитания. Личностные проблемы типичны для социально-психологической, духовно-нравственной и профессиональной среды обитания, а также для всех составляющих образа жизни.
Приоритетное направление социокультурного проектирования - это одновременно:
- способ решения проблем определенных социальных категорий и групп населения, а также территории в целом и, следовательно, путь блокирования возможного источника социальной напряженности;
- потенциальная сфера культурной деятельности населения,
- условие выявления и развития историко-культурной самобытности территории.
Например, проблемы, связанные с недостаточным уровнем информированности населения в сфере политической жизни при наличии соответствующих информационных ресурсов позволяют выйти на проект, в результате которого вырастет уровень осведомленности населения — политический клуб. В качестве ресурса в данном случае можно рассматривать наличие филиалов партий и их готовность участвовать в реализации проекта, преследуя при этом свои задачи — расширение социальной базы поддержки.
Проблемы трудоустройства можно решить путем реализации проектов, связанных с возрождением и развитием народных ремесел и промыслов, если имеется соответствующий потенциал — традиции, кадры, материально-техническая база.
Проблему низких темпов развития частного предпринимательства, вызванную, в т.ч., неинформированностью потенциальных инвесторов о возможных зонах вложения средств, можно решить путем организации на ТВ шоу-программы — аукциона идей с привлечением авторов, экспертов и т.д.
Возможные формулировки проблем, типичных для всех составляющих среды и образа жизни (причем, проблем как социально-культурных, так и личностных):
- проблемы освоения предметов и ценностей художественной культуры, организации художественной жизни, художественного развития личности; сохранения, освоения и востребованности историко-культурной среды обитания;
- проблемы общения и поддержания оптимального взаимодействия с другими людьми;
- проблемы духовного самочувствия и самоопределения человека, утраты или поиска смысла человеческой жизни;
- проблемы неоптимального состояния природной среды, обусловленные деформированной системой ценностей и соответствующими отношениями человека к природе;
- проблемы общественно-политической жизни — в смысле возможностей и форм участия в политической жизни или их отсутствия, уровня политической культуры;
- проблемы профориентации, профессионального самоопределения и самореализации человека в профессии, адаптации к профессиональной субкультуре;
- проблемы физического и психического состояния человека, включая его отношение к собственному здоровью, меру освоения и развития физических и психических способностей.
Возможные формулировки социальных и культурных проблем региона:
- динамика развития региона (снижение, стабильность или рост численности населения);
- тяжелое положение и культурная изоляция стариков, инвалидов, женщин;
- различие в доходах разных социальных групп;
- низкие темпы развития частного предпринимательства;
- неинформированность потенциальных инвесторов о возможных зонах вложения средств;
- преобладание женского или мужского населения;
- большое количество сел, не имеющих стационарных учреждений культуры;
- недоступность культурных учреждений и ценностей и др.;
- кризис доверия местным властям;
- ухудшение экологической обстановки;
- межнациональные конфликты и др. жизненные проблемы и потребности определенной социальной группы пли категории населения (пожилых людей, лиц, проживающих в общежитии, лиц некоренной национальности и т.д.);
- отсутствие различных форм деятельности по выявлению, углублению, возрождению историко-культурной самобытности территории;
- проблемы данной территории, не имеющие непосредственного отношения к культуре (большой процент мигрантов, двуязычие и др.).
Возможные формулировки социальных и культурных проблем региона:
- динамика развития региона (снижение, стабильность или рост численности населения);
- тяжелое положение и культурная изоляция стариков, инвалидов, женщин;
- различие в доходах разных социальных групп;
- низкие темпы развития частного предпринимательства;
- неинформированность потенциальных инвесторов о возможных зонах вложения средств;
- преобладание женского или мужского населения;
- большое количество сел, не имеющих стационарных учреждений культуры;
- недоступность культурных учреждений и ценностей и др.;
- кризис доверия местным властям;
- ухудшение экологической обстановки;
- межнациональные конфликты и др. жизненные проблемы и потребности определенной социальной группы пли категории населения (пожилых людей, лиц, проживающих в общежитии, лиц некоренной национальности и т.д.);
- отсутствие различных форм деятельности по выявлению, углублению, возрождению историко-культурной самобытности территории;
- проблемы данной территории, не имеющие непосредственного отношения к культуре (большой процент мигрантов, двуязычие и др.);
Возможные формулировки личностных проблем, типичных для категорий и социальных групп, представляющих реальную и потенциальную аудиторию социокультурных проектов:
- одиночество, отсутствие круга друзей, общения
- непризнание ближайшим окружением, непонимание со стороны близких
- потеря авторитета, невозможность влиять на других
- социальная незащищенность личности
- отсутствие условий самореализации в труде, невостребованность личностного потенциала
- трудности в общении с противоположным полом, невозможность реализовать себя в рамках семейных ролей
- невозможность отождествить себя с определенной этнокультурной, профессиональной, социальной, духовной общностью
- ощущение личностной несостоятельности, собственной ненужности, сомнения в личностной ценности
- утрата (переоценка) доминирующих жизненных ценностей
- кризис смысла жизни (неудовлетворенность прошлым, смысловая и эмоциональная ненасыщенность настоящего, отсутствие целей в будущем)
- потеря самоуважения, комплекс неполноценности, низкая самооценка, неуверенность в себе, робость, боязнь быть отвергнутым;
- неудовлетворенность социальным статусом, профессией, сферой интимно-личностных отношений;
- неуверенность в завтрашнем дне, тревога, безнадежность, беспомощность
- утрата личностной, социальной или национально-культурной идентичности и т.д.