"Постановка проблемы при разработке социокультурного проекта" Методическое пособие.

Социокультурный проект всегда направлен на решение проблемы в СОЦИУМЕ средствами КУЛЬТУРЫ. Проблема - это что-то негативное, приносящее вред, требующее изменения жизни конкретных групп людей. В основе любого проекта - поиск «проблемных» групп населения; определение «болевых» мест и точек приложения сил, т.е. поиск ответа на вопрос: «Почему возникла необходимость в реализации проекта?»

 

Формулировка проблемы – это указание на отсутствие чего-то, наличие чего-то негативного, приносящего вред, требующего изменения жизни благополучателей или внешних социальных условий, препятствующих, тормозящих, оказывающих негативное воздействие на снятие проблемы, на решение которой направлен проект;

Это могут быть проблемы конкретного человека, либо группы людей (по терминологии проектирования – благополучателей), либо территории в целом.

Кстати, иногда проблемой могут стать и открывающиеся перспективы.

С позиции социокультурного проектирования в проблемной ситуации выделяются те элементы, которые могут быть изменены в рамках проекта, а сам проект адресуется прежде всего носителю проблем.

Как правило, в определенных составляющих социокультурной среды обитания человека и образа его жизни преобладают или социально-культурные, или личностные проблемы. В частности, первые характерны для художественной жизни, культурно-исторического наследия, экологической и политической среды обитания. Личностные проблемы типичны для социально-психологической, духовно-нравственной и профессиональной среды обитания, а также для всех составляющих образа жизни.

Приоритетное направление социокультурного проектирования - это одновременно:

  • способ решения проблем определенных социальных категорий и групп населения, а также территории в целом и, следовательно, путь блокирования возможного источника социальной напряженности;
  • потенциальная сфера культурной деятельности населения,
  • условие выявления и развития историко-культурной самобытности территории.

Например, проблемы, связанные с недостаточным уровнем информированности населения в сфере политической жизни при наличии соответствующих информационных ресурсов позволяют выйти на проект, в результате которого вырастет уровень осведомленности населения — политический клуб. В качестве ресурса в данном случае можно рассматривать наличие филиалов партий и их готовность участвовать в реализации проекта, преследуя при этом свои задачи — расширение социальной базы поддержки.

Проблемы трудоустройства можно решить путем реализации проектов, связанных с возрождением и развитием народных ремесел и промыслов, если имеется соответствующий потенциал — традиции, кадры, материально-техническая база.

Проблему низких темпов развития частного предпринимательства, вызванную, в т.ч., неинформированностью потенциальных инвесторов о возможных зонах вложения средств, можно решить путем организации на ТВ шоу-программы — аукциона идей с привлечением авторов, экспертов и т.д.

Возможные формулировки   проблем, типичных для всех составляющих среды и образа жизни (причем, проблем как социально-культурных, так и личностных):

  • проблемы освоения предметов и ценностей художественной культуры, организации художественной жизни, художественного развития личности; сохранения, освоения и востребованности историко-культурной среды обитания;
  • проблемы общения и поддержания оптимального взаимодействия с другими людьми;
  • проблемы духовного самочувствия и самоопределения человека, утраты или поиска смысла человеческой жизни;
  • проблемы неоптимального состояния природной среды, обусловленные деформированной системой ценностей и соответствующими отношениями человека к природе;
  • проблемы общественно-политической жизни — в смысле возможностей и форм участия в политической жизни или их отсутствия, уровня политической культуры;
  • проблемы профориентации, профессионального самоопределения и самореализации человека в профессии, адаптации к профессиональной субкультуре;
  • проблемы физического и психического состояния человека, включая его отношение к собственному здоровью, меру освоения и развития физических и психических способностей.

Возможные формулировки социальных и культурных проблем региона:

  • динамика развития региона (снижение, стабильность или рост численности населения);
  • тяжелое положение и культурная изоляция стариков, инвалидов, женщин;
  • различие в доходах разных социальных групп;
  • низкие темпы развития частного предпринимательства;
  • неинформированность потенциальных инвесторов о возможных зонах вложения средств;
  • преобладание женского или мужского населения;
  • большое количество сел, не имеющих стационарных учреждений культуры;
  • недоступность культурных учреждений и ценностей и др.;
  • кризис доверия местным властям; 
  • ухудшение экологической обстановки; 
  • межнациональные конфликты и др. жизненные проблемы и потребности определенной социальной группы пли категории населения (пожилых людей, лиц, проживающих в общежитии, лиц некоренной национальности и т.д.);
  • отсутствие различных форм деятельности по выявлению, углублению, возрождению историко-культурной самобытности территории;
  • проблемы данной территории, не имеющие непосредственного отношения к культуре (большой процент мигрантов, двуязычие и др.).

Возможные формулировки социальных и культурных проблем региона:

  • динамика развития региона (снижение, стабильность или рост численности населения);
  • тяжелое положение и культурная изоляция стариков, инвалидов, женщин;
  • различие в доходах разных социальных групп;
  • низкие темпы развития частного предпринимательства;
  • неинформированность потенциальных инвесторов о возможных зонах вложения средств;
  • преобладание женского или мужского населения;
  • большое количество сел, не имеющих стационарных учреждений культуры;
  • недоступность культурных учреждений и ценностей и др.;
  • кризис доверия местным властям; 
  • ухудшение экологической обстановки; 
  • межнациональные конфликты и др. жизненные проблемы и потребности определенной социальной группы пли категории населения (пожилых людей, лиц, проживающих в общежитии, лиц некоренной национальности и т.д.);
  • отсутствие различных форм деятельности по выявлению, углублению, возрождению историко-культурной самобытности территории;
  • проблемы данной территории, не имеющие непосредственного отношения к культуре (большой процент мигрантов, двуязычие и др.);

Возможные формулировки личностных проблем, типичных для категорий и социальных групп, представляющих реальную и потенциальную аудиторию социокультурных проектов: 

  • одиночество, отсутствие круга друзей, общения
  • непризнание ближайшим окружением, непонимание со стороны близких
  • потеря авторитета, невозможность влиять на других
  • социальная незащищенность личности
  • отсутствие условий самореализации в труде, невостребованность личностного потенциала
  • трудности в общении с противоположным полом, невозможность реализовать себя в рамках семейных ролей
  • невозможность отождествить себя с определенной этнокультурной, профессиональной, социальной, духовной общностью
  • ощущение личностной несостоятельности, собственной ненужности, сомнения в личностной ценности
  • утрата (переоценка) доминирующих жизненных ценностей
  • кризис смысла жизни (неудовлетворенность прошлым, смысловая и эмоциональная ненасыщенность настоящего, отсутствие целей в будущем)
  • потеря самоуважения, комплекс неполноценности, низкая самооценка, неуверенность в себе, робость, боязнь быть отвергнутым;
  • неудовлетворенность социальным статусом, профессией, сферой интимно-личностных отношений;
  • неуверенность в завтрашнем дне, тревога, безнадежность, беспомощность
  • утрата личностной, социальной или национально-культурной идентичности и т.д.

© 2015-2018 Москва. Клуб менеджеров-практиков в сфере культуры. Все права защищены.