Итоговая аттестационная работа Кочуровой Надежды Ивановны (МО, Можайский м.р.) - слушателя программы «Менеджмент социально-культурной деятельности», МГИК, Факультет дополнительного профессионального образования, 2018г. Научный руководитель - кандидат культурологии, Козлова Т.В.
Социокультурный проект
Организация площадки межпоколенческого взаимодействия
«Что город - то норов, что дом - то обычай»
ФИО руководителя организации, телефон и адрес организации:
Сельское поселение Клементьевское, Муниципальное учреждение культуры культурно-досуговый центр Клементьевское, подразделение Павлищевский ДК
директор: Алимова Ольга Станиславовна
Адрес: Московская область Можайский район д.Павлищево
Ул. Школьная 1-б, тел. 8(496) 38-52-413, Эл. Почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Партнёр: Администрация сельского поселения Клементьевское
Адрес:143200 Московская область, Можайский район, д.Клементьево д.33-А
Телефон: 8 (496) 38 52- 997
Руководитель проекта: Кочурова Надежда Ивановна
Адрес: 143200 Московская область, Можайский район, д.Павлищево д.8 кв.11
тел. 8(496)38-52-300, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Радиус действия проекта: Московская область, Можайский район д.Павлищево
Срок реализации проекта: 3 месяца с января по март
Запрашиваемый объём финансирования проекта: 15293 рубля
Аннотация проекта
Сегодня происходят социокультурные изменения. Глобализация...
Отвергаются традиции, связывающие культуру посредством памяти с прошлым и создающие возможности трансляции культуры. Но все же остается шанс на удержание культурных ценностей и смыслов, программ человеческой деятельности и отношений, т. к. культура и общество изменяются медленнее, чем техника и экономика. Именно культуре принадлежат функции осуществления этого процесса за счет своих способностей к медленному изменению и наследованию предшествующих культур.
Традиция – это культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.Передаются и воспроизводятся способы наследования духовного опыта, ценности, формы и нормы, стили, образцы поведения и т. д. Существовали традиции, характерные для того или иного рода, племени. Были и есть и традиции семейные, групповые. Традиционны многие праздники (Новый год, Масленица), свадьбы, похоронные процедуры.
Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов.
Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ: общественный и общинный характер принимали и радостные праздники святок, масленицы, свадеб и горе похорон.
Традиционны в народе многие праздники, с языческих времен они дожили до наших дней, входя в современные религиозные системы. Один из них - Масленица - переломная пора.
Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.
Бережно передаваемые из рода в род, традиции выполняли роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.
Здание Павлищевского Дома культуры было построено рабочими стройцеха совхоза Павлищево. Сдано в эксплуатацию в 1975 году к 35-летию Великой победы в Великой отечественной войне и имел название «Юбилейный». Зоной деятельности учреждения являются населенные пункты сельского поселения Клементьевское с проживающими в них постоянно и сезонно населением.
Учреждение создано с целью организации культурно-досугового обслуживания, развития народного самодеятельного творчества населения сельского поселения Клементьевское:
- организация и проведение конкурсов, выставок и других форм показа результатов творческой деятельности клубных формирований;
- проведения массовых театрализованных праздников и представлений, народных гуляний, обрядов и ритуалов в соответствии с региональными и местными обычаями и традициями;
- организация досуга различных групп населения,в том числе проведения вечеров отдыха и дискотек, молодежных балов и карнавалов, детских утренников, игровых
и других культурно-развлекательных программ;
-организация в установленном порядке работы спортивно-оздоровительных клубов, проведение физкультурно-массовых соревнований, иных спортивных оздоровительных программ.
В настоящее время в Доме культуры работает 8 кружков, из них 5- для детей, 1- для взрослых и 2- для молодежи;
Ансамбль песни «Русские напевы» принимает активное участие в различных концертах, районных смотрах-конкурсах, межрегиональных конкурсах.
Детский вокальный ансамбль «Карамелька» активно принимает участие в концертных программах и районных смотрах- конкурсах. Солистка ансамбля Квасова Анастасия- участница Международного конкурса «Мировые таланты», где получила диплом I –степени.
«Яркие узоры» - кружок декоративно – прикладного творчества принимает активное участие в поселенческих и районных выставках.
Дети готовят подарки своими руками для людей с ограниченными возможностям и пожилым людям.
«Волшебный огонек»- кружок декоративно – прикладного творчества. Дети принимают участие в межпоселенческой выставке. Выжигают и расписывают разделочные доски и вручают подарки к 23 февраля, 8 Марта, ветеранам к празднику Победы и пожилым людям.
«Поединок» -любительское объединение по теннису. Участники кружка принимают активное участие в турнирах среди подростков.
«Умняша» -любительское объединение. Детям представляется возможность ознакомления с основными настольными играми, которые пользуются популярностью в подростковой среде по причине их специфики — это игры, в первую очередь, коммуникативные и психологические, представляющие собой соревнование между детьми и подростками.
«Родник»- театральный кружок. Общение в коллективе помогает детям познать себя и свои возможности, посмотреть на себя со стороны,способствует формированию самоконтроля, повышает уверенность в себе.
«Весёлый лучик»- любительское объединение. В наш стремительный век все больше требуется от личности умение ориентироваться в стремительно меняющемся пространстве. Ребята с удовольствием принимают участие в веселых спортивных играх, эстафетах. Наша задача вовлечь в сферу активного спортивного творчества детей, вне зависимости от уровня их физических и творческих способностей.
Проблема: Детям не достаёт знаний о культуре, обрядах, обычаях проводимых праздников, характерных для нашей территории.
Мы должны донести информацию через участие в празднике Масленицы.
Содержание проекта: Масленица – языческий праздник, сохранившийся до наших дней. Люди верили, что Весне нужно помочь одолеть холодную Зиму и для этого устраивали массовые веселые гулянья с песнопениями и различными играми. Начинается празднование Масленицы за неделю до Великого Поста и за 7 недель до Пасхи, и длится 7 дней.
Масленица - это прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди всегда воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины.
Древние считали блин символом Солнца, поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.
Цель проекта:Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых по сохранению и передаче традиционных масленичных обрядов .
Задачи:
1.Донести информацию о празднике Масленица.
2.Познакомить с народными играми и художественным, литературным и музыкальным материалом по теме.
3. Привлечь на мероприятие активных участников не менее 100 человек разного возраста.
Место проведения:
Сельское поселение Клементьевское площадка перед ДК Павлищево .
Благополучатели: население деревни активного возраста.
Партнёры:
-Администрация сельского поселения Клементьевское.
-Продуктовые магазины «Торговый дом», «У клёна», «Ирина», расположенные на территории поселения (помощь в приобретении продуктов).
-Молокозавод, расположенный на территории поселения (помощь в приобретении молочной продукции).
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный: определение направлений работы, изучение различных видов источников информации для проекта;
На подготовительном этапе участники проекта создали творческую группу, в состав которой вошли как дети, так и взрослые. Цель работы творческой группы – подготовить и провести мероприятия в рамках проекта.
2 этап – исследовательский: поиск накопление и систематизация информации о народных праздниках, традициях их празднования;
Изучение методической литературы, подбор материала по теме проекта.
3 этап – творческий: участие в мероприятии, подготовка костюмов и атрибутов к празднику.
Привлечение самодеятельных ансамблей, подготовка театрализованных постановок игр, конкурсов.
4 этап – защита проекта: подготовка презентации проекта, создание печатного проекта, подготовка выступления.
Цикл мероприятий в плане графике
№ |
Наименование мероприятия |
Дата проведения |
Ответственный за исполнение |
«Под Рождественской звездой» Познавательная-игровая программа для детей |
06.01.2019г. |
Н.И.Кочурова |
|
Видео-лекторий «Особенности местных масленичных традиций» |
04.03.2019г. |
Н.И.Кочурова |
|
Вечер воспоминаний «Каждому времени – своя Масленица» |
04.03.2019г. |
Н.И.Кочурова |
|
Флирт – вечеринка «Выбери меня…» |
05.03.2019г. |
Н.И.Кочурова |
|
Мастер-класс по изготовлению масленичных сувениров: солнышко, куклы, петрушка и др.
|
09.03.2019г. |
Н.И.Кочурова |
|
Мастер-класс по изготовлению куклы Масленицы»
|
09.03.2019г. |
Н.И.Кочурова |
|
Конкурс рецептов «Самый вкусный блин» |
06.03.2019г. |
Н.И.Кочурова |
|
Фото - выставка «Селфи на Масленичном гулянии»
|
|
|
|
Конкурс для мужчин «Бревно мое» |
|
|
|
Соревнование «Теща -зять» |
|
|
|
Танцевальный вечер «Золовкины посиделки» |
09.03.2019г. |
Н.И.Кочурова |
|
«Ай, да Масленица!» Массовое гуляние, народные игры, забавы |
10.03.2019г. |
Н.И.Кочурова |
|
Флеш -моб «Прошу прощения!» |
10.03.2019г. |
Н.И.Кочурова |
|
|
«Праздник русской берёзки» Познавательно-игровая программа |
16.06.2019г. |
Н.И.Кочурова |
«Как не любить мне эту землю» Праздничная программа, посвящённая Дню села |
03.08.2019г. |
Н.И.Кочурова |
|
«Мы желаем счастья Вам!» Посиделки у самовара для пожилых людей |
01.10.2019г. |
Н.И.Кочурова |
Финансовые средства: Администрация с/п Клементьевское
СМЕТА РАСХОДОВ
на реализацию проекта организация площадки межпоколенческого взаимодействия.
«Что город — то норов, что дом — то обычай»
Статьи расходов |
Стоимость единицы (руб.) |
Количество единиц |
Всего рублей |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
1. Оплата труда и обязательные начисления с ФОТ |
|||||
1.1 Оплата труда штатных сотрудников, в том числе НДФЛ |
3500,00 |
4 |
3500,00 |
||
- Руководитель |
|
1 |
|
||
- Бухгалтер |
500,00 |
1 |
500,00 |
||
-культорганизатор |
|
1 |
|
||
- Руководитель кружка |
|
1 |
|
||
1.2. Страховые взносы во внебюджетные фонды с ФОТ штатных сотрудников |
500,00 |
*30,2% |
1057,00 |
||
1.3 Оплата труда привлеченных специалистов, в том числе НДФЛ |
|
|
|
||
-Фотограф |
500,00 |
1 |
500,00 |
||
1.4 Страховые взносы во внебюджетные фонды с ФОТ привлеченных специалистов |
сумма |
*27,1% |
136,00 |
|
|
ИТОГО по статье 1 5193,00 |
5193,00 |
||||
2. Материальные расходы (канцтовары, призы, подарки (расшифровать): |
|||||
2.1. канцелярские товары |
50,00 |
10 |
500,00 |
||
2.2. призы |
300,00 |
50 |
1500,00 |
||
2.3. подарки |
1000,00 |
3 |
3000,00 |
||
2.4. продукты (блины) (сладости) |
8,00 300,00 |
250 5 кг. |
2000,00 1500,00 |
||
ИТОГО по статье 2 8500,00 |
8500,00 |
||||
3. Услуги связи (телефонная связь, мобильная связь, интернет, почтовые расходы (расшифровать): |
|||||
3.1.телефонная связь 100,00 |
Мобильная 150,00 |
Интернет 50,00 |
|
||
ИТОГО по статье 3. 300,00 |
300,00 |
||||
4. Транспортные услуги (расшифровать): |
|||||
4.1.Маршрутное такси |
300,00 |
|
|
||
ИТОГО по статье 4 300,00 |
300,00 |
||||
5. Полиграфические услуги (в том числе макет, дизайн) расшифровать: |
|||||
5.1.афиши |
1000,00 |
|
1000,00 |
||
ИТОГО по статье 5 1000,00 |
1000,00 |
||||
ВСЕГО 15293,00 |
15293,00 |
Ожидаемый результат:
– Соответствие результатам цели и задачам проекта: созданы условия для совместной деятельности детей и взрослых по сохранению и передаче традиционных масленичных обрядов: организована площадка межпоколенческого взаимодействия «Что город - то норов, что дом - то обычай»;
– Увеличение количества заинтересованных участников в ходе сценария проводимых мероприятий.
В рамках проекта:
– Будет привлечено более 100 человек активных участников;
– Напечатано 5 афиш;
– Проведён мастер-класс по изготовлению масленичных сувениров;
- Роспись деревянных досок, как сувенирной продукции — 50 шт;
– Опубликовано 2 статьи в местных СМИ;
- Испечено 250 блинов;
- Приобретены призы, подарки, продукты.
Реализация проекта: Проект позволил расширить рамки традиционного праздника «Масленица». У присутствующих сформировалось уважительное отношение к традициям своего народа (своих земляков).Участники узнали много нового, смогли проявить свои творческие способности. Благодаря проекту, присутствующие оказались вовлечены в творческий процесс. Они выступали не только в качестве присутствующих на мероприятии, но и сами в нём участвовали.
Человек, который не знает своих корней, не любит свою родину, не гордится славой и культурой своих предков, человек, которому «не снится трава у родного дома», не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа. Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости. Поэтому сохранение культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство в современной жизни требует активного и творческого труда.
Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем – учат первым словам, затем – передают свое ко всему этому отношение.
К 6-7 годам у детей проявляется способность к дружбе, личным отношениям с другими детьми. Очень важно в этот момент учиться пониманию, сочувствию, умению прощать, уступать, радоваться за успехи товарища. Нужно, чтобы у детей были друзья, чтобы развивались дружеские отношения к другим детям. К 8-9 годам дети должны хорошо понимать, что есть правила поведения, законы, традиции семейные, школьные и общественные, которые они должны соблюдать.
Более старшие – пытаются все сделать сами: приобрести личный опыт, проявить свои творческие способности.
Помощь в приобщении детей к русским народным традициям основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.
Богатый арсенал народных традиций, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа, должен быть широко использован.
Социокультурный проект
Организация площадки межпоколенческого взаимодействия «Что город — то норов, что дом — то обычай» призван всемерно этому способствовать.