ЛУЧШИЕ РЕАЛИЗОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ XII КОНКУРСА «МЕНЯЮЩИЙСЯ МУЗЕЙ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ»

Жюри грантового конкурса программы «Меняющийся музей в меняющемся мире» выбрало 6 лучших реализованных проектов XII конкурса – победителей 2015 года. Отбор является обязательной частью программы и позволяет определить, какие практики и модели в завершившихся проектах могут быть интересны широкому музейному сообществу и стать образцами для тиражирования в других музеях.

Помимо формальных критериев (из 20 музеев, получивших гранты Фонда в 2015 году, успешно завершили проекты и были допущены к рассмотрению 16), эксперты учитывали инновационность идеи, устойчивость результатов, возможность их тиражирования, вовлечение местного сообщества, перспективы завершившегося проекта в целом.

Авторами лучших реализованных проектов стали:

• Сергей Каменский, проект «Уралмаш: производство будущего», Музей истории Екатеринбурга, Екатеринбург

• Лилия Кашенцева, проект «Музейный дизайн: Право на город», Тульский историко-архитектурный музей, Тула

• Людмила Кривцова, проект «Монументальный Палех: фрески советских дворцов», Фонд «Артель. Палех», Палех, Ивановская область

• Максим Максимов, проект «Логистика – это движение!», Частный музей логистики, Санкт-Петербург

• Екатерина Ойнас, проект «Коммунальная Одиссея», Центр культурных инициатив Московской области, Коломна, Московская область

• Святослав Перехожев, проект «Чаинское крестьянское восстание» (Опыт документального театра в музее), Томский областной краеведческий музей имени М.Б. Шатилова, Томск.

Генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина Оксана Орачева: «Каждый проект, который экспертное жюри признало лучшим по итогам реализации, – яркий образец творчества и нестандартного подхода к решению поставленных задач. Для нас очень важно, что музеи-победители укрепили свою репутацию «центра притяжения» для культурной и общественной жизни города, стали частью активного городского пространства. Можно с уверенностью сказать, что руководители всех лучших проектов – лидеры в своих музейных организациях, а многие и в музейном сообществе региона».

Проекты-победители дали импульс многостороннему диалогу. В Коломне и Екатеринбурге представители старшего поколения делились воспоминаниями о жизни городских районов и вместе с молодежью проектировали их возможное будущее. Личные истории легли в основу театрализованных аудиогидов, а новые идеи в «творческие копилки» развития околомузейных пространств. В Томске – также театральными средствами – переосмысливали отношение к одному из самых неоднозначных событий в местной послереволюционной истории – Чаинскому восстанию. В Туле с участием бизнеса и городской администрации гармонизировали современные подходы к рекламе с атмосферой исторического городского центра. В Палехе с музейными и культурными организациями из других регионов систематизировали сохранившиеся образцы и историю монументального искусства советской фрески. А Санкт-Петербург стал «родиной» Музея логистики, где благодаря партнерству с Администрацией города и международными компаниями – перевозчиками реализована необычная дизайнерская концепция: музей разместился в морских грузовых контейнерах.

Юлия Рыбакова, член жюри конкурса, директор региональных проектов Консалтинговой группы «Город мастеров»: «Проекты, выбранные жюри в качестве лучших, объединяет попытка выйти за рамки традиционной музейной деятельности и поработать с реальным запросом территории. Кому-то это удалось больше, кому-то меньше, но общим для всех участников является нестандартный взгляд на возможности культуры и музейной деятельности в решении проблемных вопросов российских городов и территорий. Особенно меня порадовало появление проекта из Санкт-Петербурга. Частная инициатива, позволившая создать новый музей в высокой конкурентной среде Петербурга, свидетельствует о том, что сам конкурс стал реальным инструментом поддержки лидеров изменений».

Леонид Копылов, член жюри конкурса, президент Клуба друзей Государственного литературно-мемориального музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме: «Победителями этого года стали музеи, которые доказывают свое право на символическую трактовку окружающего их пространства (проекты «Уралмаш: производство будущего», «Коммунальная Одиссея», «Право на город») и даже на само это пространство, бывшее когда-то промышленной зоной (проект «Логистика – это движение!»), музеи, которые расширяют жанры своей работы (проект «Чаиское восстание: опыт документального театра в музее») и меняют наши представления о музейной коллекции (проект «Монументальный Палех: фрески советских дворцов»). Выход за рамки привычного – убедительно заявленный тренд музейного развития. В этом я вижу и заслугу авторов этих проектов, и новое подтверждение значимости экспериментальной площадки, которая называется конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире».

Лучшие реализованные проекты 2015 года будут представлены 25-29 мая 2017 года на форуме «Музейный гид» – ежегодном событии Фонда на площадке Международного фестиваля «Интермузей». Проекты станут участниками экспозиционной и образовательной программы форума, их авторы смогут поделиться с профессиональной аудиторией опытом создания «музеев будущего».

СПРАВКА

Благотворительный фонд Владимира Потанина – один из первых частных фондов в современной России – создан в 1999 для реализации масштабных программ в сфере образования и культуры. Основная задача фонда – содействие развитию благотворительности в России, поддержка одаренных и интеллектуальных людей, — тех, кто способен меняться и готов помогать другим. Системная работа фонда в музейной сфере призвана поддержать инициативных профессионалов, способных сделать музей центром культурного, социального и экономического развития региона.

Контактная информация:

Юлия Грозовская, директор по связям с общественностью Благотворительного фонда В. Потанина +7 (495) 974 3019, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Печатные издания:

Формы массовых мероприятий: от А до Я. Оперативный словарь-справочник. Особенности организации связей с общественностью (паблик рилейшнз) в деятельности учреждения культуры клубного типа.
Рабочие тетради для самостоятельной работы над проектом

Информационные партнеры Клуба:

Фонд поддержки культурно-образовательных программ СОДЕЙСТВИЕ


Журнал Дом культуры

Конкурс МОСГОРТЕХ