В следующем номере «ДК»

Читайте в журнале «Дом культуры», №2-2020 г.

«Радио Space». Космические эфиры

Юрий Александрович Сенькин – человек с глубокими знаниями и интересами в совершенно разных областях, любитель уфологии, радиожурналист интересен нам, в первую очередь, как создатель первого интернет-радио в России. Свой проект «Радио Space» он задумал в 1997 году, после окончания Школы диджея Славы Финиста. Если у вас в культурном центре появится идея сделать онлай-радио, статья подскажет, с чего начать.

Запустить свою онлайн-радиостанцию под силу каждому культурному центру или даже клубу. Как? Расскажем в этой статье.

Идея создания «Radio Space»

История создания одного из немногих проектов – интернет-радио «Radio Space», вещание которого началось в 2000 году, уходит в далекие девяностые годы. Сама идея возникла не на пустом месте – хотелось создать радиовещание через интернет, радио со своим уникальным форматом и стилем вещания. В те годы уже ретрананслировали свои эфиры ряд российских радиостанций в интернете, но это были еще первые попытки становления вещания в интеренте.

Сама суть этой идеи заключалась в том, чтобы отойти от привычного классического формата вещания в эфире, создать интернет-радио информационно-музыкального характера, которое смогло бы заинтересовать различные группы слушателей, чьи профессиональные и личные интересы лежат в векторе современных мировых тенденций информационных технологий, интернета, спорта, музыки, туризма, науки и т.п.

Хотелось создать площадку для начинающих музыкантов, диджеев, молодых талантов, которые делали первые шаги в радиоэфирах как ведущие.

Настоящая трудность была в создании интерактивности со слушателем: в то время технологий, доступных для достижения данной цели, было не много, всего пара-тройка стабильных мессенджеров и форумов и сайт интернет-радио.

Но эта проблема нас, как вы видите, нас не остановила.

Творческий коллектив как фундамент проекта

Будущий коллектив радио создавался исходя из формата радио. В него вошли, в основном диджеи, музыканты и радиоведущие, каждый отвечал за свой фронт работы на радио. В настоящее время они также занимаются своими проектами в области музыки и продюсирования: Александар Васильев (музыкант, звукорежисёр), Dj Маша Арктика (диджей, продюсер), Александр Малышев (диджей, продюсер, музыкальный критик), Анна Баринова (писатель, сценарист, ведущая), каждый из них является огромным пластом в музыкальной индустрии.

В коллективе всегда существовала творческая атмосфера, пережили не одно переформатирования наших взаимотношений на профессиональной основе.

Но всегда находили общую точку соприкосновения для движения вперёд.

Создание первой бюджетной студии

Как и многие творческие коллективы музыкального типа, которые свои стартапы запускали дома или в гараже, мы также не стали исключением и начали вещание из квартиры, провели первые свои эфиры.

Первые попытки создать студию с качественным звуком не увенчались успехом из-за скромного бюджета. Было понятно, что нужно искать средний вариант между качеством и ценой, учитывая, что каждый из команды вкладывал свои скромные финансы в общее дело. Но было ясно, что голос в эфире в хорошем качестве - это основной залог успеха и шаг вперёд. После чего было решено переходить от китайских одноразовых микрофонов на более профессиональные конденсаторные микрофоны с различными дополнительными функциями – шумоподавления и т.д.

Интересно, что впервые записав голос в хорошем качестве, участники нашей группы поняли, что каждый из них обладает неповторимым тембром и оттенком голоса. Что несомненно, отразилось на качестве эфиров и оценке в положительных отзывах слушателей.

Первые эфиры, ошибки и пробы…

Самые первые эфиры, конечно, не были идеальными, всё проходило методом проб и ошибок, как в любом начинании. Эфиры делились на музыкальные и информационные, музыкальные выпуски выходили часовыми блоками, где время от времени звучал голос ведущего диджея. Иноформационные блоки были меньше часа в зависимости от темы, которую надо было раскрыть и подать событийно, с яркой окраской и харизмой ведущего.

Постепенно пробовали гостевые эфиры которые были наиболее сложными, так как требовали тщательной предэфирной подготовки, поиска человека, который мог быть интересным широкому кругу слушателей и разной возрастной категории.

Онлайн-радио – это, в первую очередь, круг слушателей, и состав аудитрии надо было тщательно изучать. В первое время тяжело давался первоначальный таргетинг по категориям слушателей - возрасту, полу, региону, городу.

Приглашённый гость мог быть интересен в одном городе или в пределах одного региона, но не во всей стране и за её пределами. Учитывая данные просчёты, мы на время отказались от гостевых эфиров из-за недостаточности статистики по нашему охвату аудитории.

Но, не смотря на это, проект рос, слушатель был из разных регионов страны и зарубежья, самая дальняя точка, где нас слушали, был о. Сахалин, также добавились радиолюбители из Белоруссии. Постепенно мы поняли, что слушатель живёт также в разных часовых поясах: мы выпускали прямые эфиры, когда в одном регионе была ночь, а у нас - день, получалось, что мы с нашим эфиром выходили уже завтра. Решить вопрос пришлось методом создания архивов выпусков с изменёнными заставками выпусков и приветствий, вместо «Доброе утро!» или «Добрый день!» звучало «Доброе время суток!». Выпуски эфиров становились более качественными как с технической стороны по подготовке, так и по работе ведущего эфир.

Аудитория слушателей, кто они?

Слушателями интернет-радио стала, в основном, молодежь от 20-30 лет, что примерно соответствовало выбранному формату интернет-радио. Это были люди разных профессий, студенты, домохозяйки, офисные сотрудники. Со временем возрастная группа стала старше – появились слушатели от 30-40 лет. На качественный состав аудитории повлияло изменение формата радио - как наполнения плей-листов, так и информационного наполнения. Смена формата протекала постепенно, поэтапно, что и позволило повысить количество слушателей и охват более взрослой аудитории.

Особенностью аудитории стал факт постоянства: чем старше - тем стабильнее и продолжительнее становились просмотры канала в сети. Были те, кто слушал эфиры, скачивая архив с сайта, данный метод был удобен для тех, кто не имел прямого доступа к интернету в стране.

Поиск информационного повода для увеличения целевой аудитории интернет-слушателя.

Но не всё так было просто, часть информации нужно было обработать, отредактировать и «завернуть» в красивый формат.

Чем руководствовался творческий коллектив, подбирая новостной контекст:

- он должен быть универсальным и интересным,

- привлекающим внимание к нашему проекту интернет –радио

- обсуждение актуальных, волнующих аудиторию проблем

- неформальным

- в отдельных случаях – сенсационным, создающим новую повестку дня.

Часто тематику программ мы создавали с нашими партнёрами, что положительно отражалась на нашем позиционировании в сети и отзывах слушателей. Конечно, тут терялась коммерческая составляющая, которая должна мотивировать коллектив интернет-радио, но мы и общество старались быть вместе, и развиваться в одном векторе.

Первые шаги в продвижении проекта интернет радио

Продвижение, все его инструменты - эта самая настоящая битва за место под солнцем в интернет-среде.

Самые первые попытки были, наверно, как и у многих проектов 2000-х годов, реклама на бумажном носителе. Интернет-радио существовало в интернет-сети, но вовлечь слушателя тогда было трудно. Мало было площадок, доступных для продвижения проекта, были и коммерческие площадки которые мы не могли себе позволить из-за высокой стоимости.

И мы решили идти по пути рекламы на бумажном носителе.

Первое, что мы поняли - у нас была идея, уже был создан новый формат вещания, который транслировался в сети, и был сайт, который наш проект представлял в интернете. Мы создали дизайн и начали работать с одной из типографий, которая помогла выпустить нам первую печатную рекламную продукцию.

Также мы сделали партнёрами различные магазины и промоточки по раздаче рекламы о нашем проекте, что дало хороший результат.

Приходившие по рекламе люди хотели послушать эфиры, посмотреть с профессиональной точки зрения на новый проект для статистики в области рекламы. Большим плюсом играл факт новизны и подачи - подобного формата тогда просто не существовало на fm- частотах.

Порой нам казалось, что мы обгоняли своими идеями развитие технологии интернета в нашей стране. Да и сейчас очевидно, что не все идеи были использованы и реализованы в работе интернет-радио.

 

Оформляйте подписку с любого месяца!

Справки по телефону отдела подписки 8-495- 685-93-68 или по почте: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Печатные издания:

Формы массовых мероприятий: от А до Я. Оперативный словарь-справочник. Особенности организации связей с общественностью (паблик рилейшнз) в деятельности учреждения культуры клубного типа.
Рабочие тетради для самостоятельной работы над проектом

Информационные партнеры Клуба:

Фонд поддержки культурно-образовательных программ СОДЕЙСТВИЕ


ООО «МУЦ ДПО «ЦПП»


Журнал Дом культуры


Конкурс МОСГОРТЕХ