Читайте в журнале «Дом культуры», №2-2020 г.
«Радио Space». Космические эфиры
Юрий Александрович Сенькин – человек с глубокими знаниями и интересами в совершенно разных областях, любитель уфологии, радиожурналист интересен нам, в первую очередь, как создатель первого интернет-радио в России. Свой проект «Радио Space» он задумал в 1997 году, после окончания Школы диджея Славы Финиста. Если у вас в культурном центре появится идея сделать онлай-радио, статья подскажет, с чего начать.
Запустить свою онлайн-радиостанцию под силу каждому культурному центру или даже клубу. Как? Расскажем в этой статье.
Идея создания «Radio Space»
История создания одного из немногих проектов – интернет-радио «Radio Space», вещание которого началось в 2000 году, уходит в далекие девяностые годы. Сама идея возникла не на пустом месте – хотелось создать радиовещание через интернет, радио со своим уникальным форматом и стилем вещания. В те годы уже ретрананслировали свои эфиры ряд российских радиостанций в интернете, но это были еще первые попытки становления вещания в интеренте.
Сама суть этой идеи заключалась в том, чтобы отойти от привычного классического формата вещания в эфире, создать интернет-радио информационно-музыкального характера, которое смогло бы заинтересовать различные группы слушателей, чьи профессиональные и личные интересы лежат в векторе современных мировых тенденций информационных технологий, интернета, спорта, музыки, туризма, науки и т.п.
Хотелось создать площадку для начинающих музыкантов, диджеев, молодых талантов, которые делали первые шаги в радиоэфирах как ведущие.
Настоящая трудность была в создании интерактивности со слушателем: в то время технологий, доступных для достижения данной цели, было не много, всего пара-тройка стабильных мессенджеров и форумов и сайт интернет-радио.
Но эта проблема нас, как вы видите, нас не остановила.
Творческий коллектив как фундамент проекта
Будущий коллектив радио создавался исходя из формата радио. В него вошли, в основном диджеи, музыканты и радиоведущие, каждый отвечал за свой фронт работы на радио. В настоящее время они также занимаются своими проектами в области музыки и продюсирования: Александар Васильев (музыкант, звукорежисёр), Dj Маша Арктика (диджей, продюсер), Александр Малышев (диджей, продюсер, музыкальный критик), Анна Баринова (писатель, сценарист, ведущая), каждый из них является огромным пластом в музыкальной индустрии.
В коллективе всегда существовала творческая атмосфера, пережили не одно переформатирования наших взаимотношений на профессиональной основе.
Но всегда находили общую точку соприкосновения для движения вперёд.
Создание первой бюджетной студии
Как и многие творческие коллективы музыкального типа, которые свои стартапы запускали дома или в гараже, мы также не стали исключением и начали вещание из квартиры, провели первые свои эфиры.
Первые попытки создать студию с качественным звуком не увенчались успехом из-за скромного бюджета. Было понятно, что нужно искать средний вариант между качеством и ценой, учитывая, что каждый из команды вкладывал свои скромные финансы в общее дело. Но было ясно, что голос в эфире в хорошем качестве - это основной залог успеха и шаг вперёд. После чего было решено переходить от китайских одноразовых микрофонов на более профессиональные конденсаторные микрофоны с различными дополнительными функциями – шумоподавления и т.д.
Интересно, что впервые записав голос в хорошем качестве, участники нашей группы поняли, что каждый из них обладает неповторимым тембром и оттенком голоса. Что несомненно, отразилось на качестве эфиров и оценке в положительных отзывах слушателей.
Первые эфиры, ошибки и пробы…
Самые первые эфиры, конечно, не были идеальными, всё проходило методом проб и ошибок, как в любом начинании. Эфиры делились на музыкальные и информационные, музыкальные выпуски выходили часовыми блоками, где время от времени звучал голос ведущего диджея. Иноформационные блоки были меньше часа в зависимости от темы, которую надо было раскрыть и подать событийно, с яркой окраской и харизмой ведущего.
Постепенно пробовали гостевые эфиры которые были наиболее сложными, так как требовали тщательной предэфирной подготовки, поиска человека, который мог быть интересным широкому кругу слушателей и разной возрастной категории.
Онлайн-радио – это, в первую очередь, круг слушателей, и состав аудитрии надо было тщательно изучать. В первое время тяжело давался первоначальный таргетинг по категориям слушателей - возрасту, полу, региону, городу.
Приглашённый гость мог быть интересен в одном городе или в пределах одного региона, но не во всей стране и за её пределами. Учитывая данные просчёты, мы на время отказались от гостевых эфиров из-за недостаточности статистики по нашему охвату аудитории.
Но, не смотря на это, проект рос, слушатель был из разных регионов страны и зарубежья, самая дальняя точка, где нас слушали, был о. Сахалин, также добавились радиолюбители из Белоруссии. Постепенно мы поняли, что слушатель живёт также в разных часовых поясах: мы выпускали прямые эфиры, когда в одном регионе была ночь, а у нас - день, получалось, что мы с нашим эфиром выходили уже завтра. Решить вопрос пришлось методом создания архивов выпусков с изменёнными заставками выпусков и приветствий, вместо «Доброе утро!» или «Добрый день!» звучало «Доброе время суток!». Выпуски эфиров становились более качественными как с технической стороны по подготовке, так и по работе ведущего эфир.
Аудитория слушателей, кто они?
Слушателями интернет-радио стала, в основном, молодежь от 20-30 лет, что примерно соответствовало выбранному формату интернет-радио. Это были люди разных профессий, студенты, домохозяйки, офисные сотрудники. Со временем возрастная группа стала старше – появились слушатели от 30-40 лет. На качественный состав аудитории повлияло изменение формата радио - как наполнения плей-листов, так и информационного наполнения. Смена формата протекала постепенно, поэтапно, что и позволило повысить количество слушателей и охват более взрослой аудитории.
Особенностью аудитории стал факт постоянства: чем старше - тем стабильнее и продолжительнее становились просмотры канала в сети. Были те, кто слушал эфиры, скачивая архив с сайта, данный метод был удобен для тех, кто не имел прямого доступа к интернету в стране.
Поиск информационного повода для увеличения целевой аудитории интернет-слушателя.
Но не всё так было просто, часть информации нужно было обработать, отредактировать и «завернуть» в красивый формат.
Чем руководствовался творческий коллектив, подбирая новостной контекст:
- он должен быть универсальным и интересным,
- привлекающим внимание к нашему проекту интернет –радио
- обсуждение актуальных, волнующих аудиторию проблем
- неформальным
- в отдельных случаях – сенсационным, создающим новую повестку дня.
Часто тематику программ мы создавали с нашими партнёрами, что положительно отражалась на нашем позиционировании в сети и отзывах слушателей. Конечно, тут терялась коммерческая составляющая, которая должна мотивировать коллектив интернет-радио, но мы и общество старались быть вместе, и развиваться в одном векторе.
Первые шаги в продвижении проекта интернет радио
Продвижение, все его инструменты - эта самая настоящая битва за место под солнцем в интернет-среде.
Самые первые попытки были, наверно, как и у многих проектов 2000-х годов, реклама на бумажном носителе. Интернет-радио существовало в интернет-сети, но вовлечь слушателя тогда было трудно. Мало было площадок, доступных для продвижения проекта, были и коммерческие площадки которые мы не могли себе позволить из-за высокой стоимости.
И мы решили идти по пути рекламы на бумажном носителе.
Первое, что мы поняли - у нас была идея, уже был создан новый формат вещания, который транслировался в сети, и был сайт, который наш проект представлял в интернете. Мы создали дизайн и начали работать с одной из типографий, которая помогла выпустить нам первую печатную рекламную продукцию.
Также мы сделали партнёрами различные магазины и промоточки по раздаче рекламы о нашем проекте, что дало хороший результат.
Приходившие по рекламе люди хотели послушать эфиры, посмотреть с профессиональной точки зрения на новый проект для статистики в области рекламы. Большим плюсом играл факт новизны и подачи - подобного формата тогда просто не существовало на fm- частотах.
Порой нам казалось, что мы обгоняли своими идеями развитие технологии интернета в нашей стране. Да и сейчас очевидно, что не все идеи были использованы и реализованы в работе интернет-радио.
Оформляйте подписку с любого месяца!
Справки по телефону отдела подписки 8-495- 685-93-68 или по почте: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.