В следующем номере «ДК»

Читайте в журнале «Дом культуры», №11-2019 г.

Участники творческой лаборатории, посвященной Международному дню коренных народов мира, поговорили о сакральном в творчестве

9-го августа 2019 г. Центр культуры народов России совместно с отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства, Центром русского фольклора, отделом информации и Советом лидеров молодёжных этно-инициатив Государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова, с Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации организовал проведение Творческой лаборатории, посвященной Международному дню коренных народов мира.

В рамках Международного года языков коренных народов, Года театра в России и в ходе проведения конкурсных проектов Центра культуры народов России 2019 года («Россия: этнический комфорт» и «Наследники традиций: народы России») темой обсуждения стали сакральные смыслы художественного творчества. В качестве ведущего-модератора выступил заведующий отделом национальных культур ЦКНР ГРДНТ им. В.Д. Поленова С.И. Кулибаба. Предвосхищая дискуссию, ведущий пояснил, что в зале собрались единомышленники — те, кто проявлялся и в художественном творчестве, и в философском осмыслении реальности. «Нам сегодня важно еще раз взглянуть на творчество, особенно на художественное творчество, на любые его, в том числе на наивысшие сакральные смыслы. Если говорить о сакральности, то это понятие имеет отношение, в первую очередь, к тем, кто наделён религиозным сознанием».

Основные понятия, рассматриваемые в ходе встречи:

- сакральное (от англ. sacral и лат. sacrum — священное, посвященное богам) - в широком смысле — всё, имеющее отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений;

- профанное (лат. profanus - лишенный святости; нечестивый) — прежде всего категория религиозного сознания, выражающая онтологически и аксиологически низкое положение объекта, не обладающего качеством святости.

«Насколько массовая, популярная музыка, современные арт-проекты могут транслировать духовность самого высокого уровня, или это чисто развлекательные явления? Также интересно и то, насколько проявления фольклора, непосредственно не связанные с верованиями, с обрядовостью, пусты, либо наполнены новыми, современными смыслами».

Руководитель Центра русского фольклора ГРДНТ им. В.Д. Поленова Дмитрий Морозов предварил вторую дискуссионную часть некоторыми размышлениями об интерпретации сакрального в русском музыкальном фольклоре.

По его мнению, если говорить о понимании сакрального в области музыкального фольклора, под которым мы подразумеваем пение, игру на музыкальных инструментах, танцы, то стоит уточнить, что же относится к сакральному? Первое — это все, что связано с духовной музыкой, и проецированием ее в разных жанрах, а второе — это сакральное в самом творчестве, самом творческом процессе.

«Говоря о фольклоре как о явлении, не стоит забывать о полистадиальности, потому что до нас уже дошел такой «слоеный пирог», где только специалисты-исследователи с некоторой долей вероятности могут отличить более ранние формы, к примеру, славянский фольклор и фольклор других народов, населяющих нашу страну. И вот эти отголоски сакрального мы находим, например, в так называемых «лироэпических» песнях. Где говорится про древо, его корни, есть зооморфологические сюжеты (битва птицы и зверя — сокола с конем, к примеру), и, конечно, вся свадебная символика. Свадебная символика не то чтобы сакрализировалась, но наделялась отдельным, не будничным смыслом. Сейчас, конечно, бытуют жанры в виде духовных стихов, мы даже записываем их в экспедициях у бабушек, которые вместе собираются, сочиняют и записывают эти тексты, и потом распевают, я бы сказал, поздние по стилистике.

Если же говорить о сакральном в самом творчестве, то в нашем, современном понимании все, что связано с творчеством — уже не является обыденным, будничным, для нас — это всегда какой-то творческий акт. Подчеркну, что для народа это было естественным, и фольклор, художественное творчество сопровождали, как бы «обслуживали» некоторые ритуалы, и для каждого крестьянина это было естественно.

А вот такие жанры, как лирическая песня, былина все-таки предполагали творческий акт, потому что перед исполнителем должна была быть аудитория (слушатели). И чем более личностное начала в культуре и в фольклоре, выходило на первый план, тем все более доминировали определенные жанры — романс, лирическая песня, частушка».

Галина Осовская

 

Оформляйте подписку с любого месяца!

Справки по телефону отдела подписки 8-495- 685-93-68 или по почте: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

 

 

Печатные издания:

Формы массовых мероприятий: от А до Я. Оперативный словарь-справочник. Особенности организации связей с общественностью (паблик рилейшнз) в деятельности учреждения культуры клубного типа.
Рабочие тетради для самостоятельной работы над проектом

Информационные партнеры Клуба:

Фонд поддержки культурно-образовательных программ СОДЕЙСТВИЕ


ООО «МУЦ ДПО «ЦПП»


Журнал Дом культуры


Конкурс МОСГОРТЕХ