В следующем номере «ДК»

Читайте в журнале «Дом культуры», №9-2019 г.

Алексей Ченцов: «Наш девиз – всегда быть в центре!»

Ирина Борисова

Фото предоставлены из архивов ГРДНТ им. В.Д. Поленова и Тульского областного Центра народного творчества.

В марте 2019 года Тульскому областному Дому народного творчества исполнилось 75 лет. Четыре года тому назад было создано Государственное учреждение культуры Тульской области «Объединение центров развития искусства, народной культуры и туризма», в состав которого вошёл и Центр народного творчества. Но почтенный возраст Дома (сейчас - Центра народного творчества) и увлечённость его специалистов делом сохранения народных традиций привлекли особое внимание к его современной жизни.

«Юбиляру» было посвящено торжественное открытие выставки «Традиции, прожившие века» традиционной глиняной игрушки богатой гончарными традициями Тульской области. Происходило оно в старинных палатах Государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова, который совсем недавно отметил своё 100-летие.

Ведущими вечера были заведующая отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства ГРДНТ, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии Правительства России Юлия Борисовна Иванова и заведующий ГУК ТО "ОЦРИНКиТ "Государственное учреждение культуры Тульской области "Объединение центров развития искусства, народной культуры и туризма" Алексей Юрьевич Ченцов.

Интересным и содержательным получился наш разговор преданности народному искусству родного края с мастерицами филимоновской глиняной игрушки Аллой Ивановной Гончаровой и тульской городской интерьерной игрушки Ольгой Алексеевной Андреевной, Ириной Дмитриевной Бежиной, а также с заведующим Центром народного творчества Тулы, фольклористом и этнографом Алексеем Юрьевичем Ченцовым.

- Алексей Юрьевич, мне хотелось бы поговорить с вами о том, как и какие традиции вы сохраняете?

- А. ЧЕНЦОВ. Более 70 лет в Туле работал областной Центр народного творчества. В 2015 году произошло объединение нескольких самостоятельных центров, и данное "Объединение центров развития искусства, народной культуры и туризма" возглавила директор Елена Владимировна Арбекова. В его состав входят научно-методический, центр развития кино, центр туризма, центр народного творчества, историко-культурный центр, центр проектной деятельности, медиа-центр. Каждый из них занимается своим направлением, но все центры работают на общую идею – сохранение традиций во множестве проявлений.

Коллектив у нас уникальный. Структура сложная. Елена Владимировна Арбекова собрала замечательную команду профессионалов, хотя ей как директору непросто. Тем не менее, всё, что есть сейчас в Туле в сфере культуры, развивается, благодаря специалистам того самого Дома народного творчества, которому в этом году исполняется 75 лет.

В Центре народного творчества работают всего 23 человека, коллектив ещё формируется. Все «универсалы» - по-другому невозможно. Вместе создаём культурно-просветительские проекты, разрабатываем методические рекомендации, организуем и проводим конкурсы и фестивали различного уровня, выезжаем в экспедиции, изучаем, сохраняем...

В Центре два отдела: декоративно-прикладного и изобразительного искусства и культурно-досуговой деятельности. Основная и главная цель – популяризация традиционной народной культуры Тульской области во всём видовом и жанровом многообразии. Мы постоянно ищем контакт со всеми исследователями, которые выезжали в Тульскую область в прежние годы. Всех приезжающих мы знаем, со всеми общаемся. Пытаемся составить экспедиционный реестр, чтобы иметь возможность поработать с тем материалом, который уже был зафиксирован.

В настоящее время, к сожалению, в экспедициях мы можем записать только позднюю песенную лирику, частушки, страдания и инструментальные наигрыши – гармонные и балалаечные - в исполнении последних народных музыкантов. То, что пока ещё бытует в традиционной форме. И это - в Туле, где в каждой деревне раньше было по сотне гармонистов!

Приезжая в отдалённое село, стараемся обойти все дворы, всегда возим с собой гармонь и балалайку. Ищем не популярных концертирующих гармонистов-баянистов, тех, кто выступает с самодеятельными ансамблями на сельских концертах, а тех, кто играет в быту, на семейных праздниках, для себя, и на сельских свадьбах. И находим! Это очень интересно. Если нам говорят, что гармониста в деревне нет, мы не верим. Идём по дворам «с гармозой на пузе и балалайкой наперевес», сами наигрываем. Откликаются дедки!

- Эти дедки помнят ли своих дедков?

- Помнят. И не только дедков, но их наигрыши, популярные и модные до Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Не особенно давние, но полный набор вечёрочных наигрышей: под пляску, барыню, русского и «Светит месяц», характерные для многих регионов локальные страдания и частушки.

В Ефремове записали страдания «По лозинкам», их вы слышали в исполнении нашего ансамбля «Спасская слобода». Этот молодёжный коллектив под руководством Андрея Васильевича Мельникова существует с 1991 года. Мы с Андреем Васильевичем занялись изучением бытовой игры на гармони. Ещё удаётся «выхватить» последних деревенских гармонистов, которые играют в местной традиции.

В Богородицком районе записали малёвские страдания. Можно найти уникальные наигрыши. Информантов немного, но те, кто помоложе, играют музыку, которую по радио слышат.

Экспедиции мы стараемся делать комплексными. Выезжает несколько специалистов разного профиля. «Прочёсываем» всю деревню. Удаётся найти предметы этнографии. А в области ремесленных технологий, к сожалению, искать уже нечего.

Удалось в прошлом году найти Алексея Гавриловича Малыгина, сына потомственного мастера-гончара. Мы пытаемся в экспедициях сейчас найти очаги гончарного искусства. Мастеров живых уже нет, инструментов, которыми они работали, тоже нет. Но всё равно необходимо искать подлинные предметы в собраниях районных музеев, на чердаках заброшенных домов, «вдыхать жизнь» в них, осваивать технологии. И понимать, что новое – это хорошо забытое старое.

Как это происходит с одним из самых ярких видов народного творчества на Тульской земле - традиционной глиняной игрушкой двух промыслов: филимоновской и тульской городской. Это по-настоящему старинные гончарные и «игрушечные» промыслы, которые сложились благодаря присутствию в этих местах месторождений глины-синики.

Алла Ивановна Гончарова, специалист нашего Центра, руководитель творческой мастерской филимоновской игрушки удостоена в 2018 году Правительственной премии «Душа России».

А. ГОНЧАРОВА. Чем хороша наша филимоновская игрушка? Тем, что она не исчезала. Звучат разговоры о её возрождении, но они не верны, игрушку не надо было возрождать. Последняя мастерица умерла за месяц до ухода человека, которого считают возродившим филимоновскую игрушку.

Вообще-то, был момент, когда «пиарили» старшее поколение мастериц, но забывали посмотреть на среднее, между поколением наших бабушек и нами. А ведь оно очень даровитое, творческое, сильное. Это поколение моей мамы, мои тётушки. Я их потом вытянула, но нужно было это сделать гораздо раньше.

Вот нашу тульскую городскую игрушку именно возродили наши мастерицы Ирина Кузнецова, Ирочка Бежина и Оля Андреева. И более молодые мастерицы – ученицы Ольги Алексеевны, с которыми она уже лет двадцать занимается.

- А как вы улавливаете эту грань? За счёт чего происходит развитие?

- Я к этому шла очень долго. Старалась не перепутать и не оборвать истинные корни народного искусства.

Развитие тульской городской игрушки может происходить прежде всего на основе создания оригинальных композиций. Принципы лепки и росписи должны оставаться неизменными. Именно на этом уровне нас подстерегают наибольшие опасности отхода от традиции.

- С одной стороны, тульская городская игрушка сохраняет стиль «ретро», а с другой – требуется её «жизнь» в современном звучании. Как эту дорожку ощутить? 

- Душой. Чисто интуитивно. У мастера «крылышки» должны вырасти. Эту игрушку нельзя лепить «нахрапом», нужно, чтобы она «созрела». Поэтому и работы бывают очень разные.

На иные смотришь и чувствуешь какое-то тепло от них. Это не только с нашей игрушкой связано – с любой! Бывает и красивая, и тонко сделана, а холодная. В этой «теплоте» главная ценность и заключена, без неё - всё одинаково.

К сожалению, в Русском музее сохранилось не много традиционных сюжетов тульской городской игрушки: «наездница», «всадник», несколько видов «барынь с зонтиками», «нянечки» - ценна именно историческая роспись старой игрушки. Вот на верхней полочке витрины вы видите наши композиции с монахом и монахиней. Это тоже традиционные образы тульской городской игрушки.

Если изучать эту игрушку по иллюстрациям и фотографиям, толку не будет. Её надо воочию видеть, в руках держать, как-то взаимодействовать с ней. Вот мы с Олей Андреевой ездили в Сергиев Посад в Музей игрушки, где есть пять-шесть работ тульской городской. Мы их брали, внимательно рассматривали, переворачивали, видели на глине следы пальцев мастера. Всё это сильное впечатление произвело на нас.

О. АНДРЕЕВА. Тульская городская глиняная игрушка родилась в городе и впитала в себя его традиции: изящество форм, мобильность, изысканная «интерьерная» композиция. Особое внимание уделялось модной одежде создаваемых фигурок. Меняется мода – меняется игрушка: её нужно одевать по-другому. Но перспектива развития этого искусства может быть связана только с нюансами композиции – не одежды.

У традиции изготовления тульской городской игрушки нет непосредственной передачи «из рук в руки». Преемственность существовала с конца XVIII до 20-х годов XX века. Редкие экспонаты сохранились лишь в музейных коллекциях.

Фамилии тех мастеров, которые делали эту замечательную игрушку, почти утрачены. Я нашла имена артельных старост, в семьях которых обычно занимались всеми видами гончарного ремесла. Игрушки, как правило, делали женщины. Но при внимательном рассмотрении видно, что некоторые юбки были кручены на гончарных кругах, значит, в некоторых семьях мужья помогали жёнам создавать эти утончённые интерьерные статуэтки.

А. ЧЕНЦОВ. Гончарное ремесло считается мужским делом. Игрушки, интерьерные миниатюры - чисто женское занятие. Но как же не помочь любимой жене?

Конечно, мы дорожим и другими традициями. Тула – город оружейный, в наших краях всегда было много кузнецов с большим количеством ремесленных направленностей. В том числе художественная ковка. А теперь у нас есть кузня, где изучают ремесленное дело молодые люди. На фестивале «Белое каление», который в нашем учреждении проводится ежегодно, мы собираем всех кузнецов, чтобы пообщаться на территории ремесленного двора «Добродей», проводятся мастер-классы, изучают всевозможные особые приёмы. Прежде, чем всё это транслировать нашим посетителям и зрителям, ребята поработали в архивах, объехали все строения, где сохранились образцы художественной ковки - такие в Туле ещё остались, и специалисты есть. Сегодня они могут сделать крыльцо и навесы кованые.

В Центре народного творчества успешно работают областная Школа традиционных ремесленных технологий и областная Школа русского фольклора.

 

Оформляйте подписку с любого месяца!

Справки по телефону менеджера отдела подписки Веры Филимоновой: 8-903-542-01-86, почта - Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

 

Печатные издания:

Формы массовых мероприятий: от А до Я. Оперативный словарь-справочник. Особенности организации связей с общественностью (паблик рилейшнз) в деятельности учреждения культуры клубного типа.
Рабочие тетради для самостоятельной работы над проектом

Информационные партнеры Клуба:

Фонд поддержки культурно-образовательных программ СОДЕЙСТВИЕ


ООО «МУЦ ДПО «ЦПП»


Журнал Дом культуры


Конкурс МОСГОРТЕХ