Читайте в №4 номере журнала «Дом культуры»
Сергей Старостин: «Народная музыка — это погружение в вечный поток жизни».
Текст: Ирина Борисова
Фото: А.М. Чешевский (Варшава), Павел Антонов и из архива ансамбля «Репей».
16 декабря 2017 в культурном центре «Дом» в Москве состоялся концерт "Сережа- пастушок" - музыкальное приношение Сергею Осиповичу Красильщикову к 108 - летию со дня рождения. Инициаторами этой встречи музыкантов-фольклористов и зрителей стали тёзка и ученик знаменитого пастуха и талантливого рожечника из тверского села Столипино известный музыкант-этнограф Сергей Николаевич Старостин и участники его ансамбля «Зубцы», как в народе называли пастухов из этого села.
С юбилеем же вышел казус: в экспедиционных дневниках год рождения Сергея Осиповича значился как 1917, а на кладбищенском кресте обозначен был 1909 год. Но 108 годовщина талантливого народного музыканта – тоже прекрасный повод вспомнить о нём и предаться «ворожбе» на пастушьих рожках-жалейках, кугиклах, пылянах и зорках, погрузиться в поток русской народной музыкальной традиции.
Войдя в зрительный зал КЦ «Дом» задолго до начала встречи во время «настройки» участников ансамбля тверских рожечников «Зубцы», я поняла, что концерт будет не совсем обычным.
Вроде бы простые московские парни наигрывают на старинных пастушьих рожках разного размера, но звук завораживает, все дневные планы и прочую суету разбивает вдребезги. Постепенно просторный зал «Дома» заполнялся молодыми людьми зачастую с маленькими детьми – многие зрители были знакомы между собой, а их дети во время концерта безудержно рвались на сцену или пускались в пляс тут же.
Традиционная музыка объединяла всех присутствующих, задевая глубокие слои генетической памяти, вызывая эмоциональный ответ на каждый звук. А в рамках музыкального приношения нам обещали ещё и душевные разговоры.
Как рождается эта музыка в XXI веке? Как складывается ансамбль из разных индивидуальностей исполнителей? Как происходит творческий процесс в этом вечном потоке жизни – народной музыке разных регионов России? Всё это и многое другое мы обсудили с руководителем ансамбля «Зубцы» Сергеем Николаевичем Старостиным и и ансамбля «Репей» Мариной Михайловной Крюковой, оба не первый год работают с этнографическим материалом, много выступают, регулярно проводят практикумы и мастер-классы.
- Многие фольклористы жалуются на то, что трудно привлечь молодёжь к этому виду творчества.
- М.К. Трудно? Всё просто. Чем больше будет музыкантов-фольклористов, тем легче будет привлекать к творчеству молодёжь. Сейчас нас не очень много, молодёжь мало слышит традиционной музыки, не знает её, потому и трудно привлекается. Портит вкус и масса суррогатной музыки, заполняющей эфир. Когда люди слышат хороших исполнителей, то сразу им верят. Даже когда это непривычно. У каждого из нас звучит своя музыка в душе.
- С.С. Долгие годы мы жили в условиях подмены традиции. Только в 80-е годы немножечко развернули молодёжь и какие-то творческие силы к ней лицом. Вы говорите, что издалека слышен профессионализм музыкантов. А на самом деле это прежде всего – дисциплина и опыт совместной игры.
Кто-то из наших ребят-рожечников совершенно не был связан с музыкой раньше, у кого-то были минимальные музыкальные навыки. Дисциплинирует погружение в определённую среду, которую мы сами создаём. И они начинают отвечать за те звуковые потоки, которые извлекают. Я тщательно их к этому приучаю: нести ответственность за каждый звук, который ты извлекаешь.
- Какие фолк-проекты принимают участие в сегодняшнем музыкальном приношении?
- С.С. Один из них - это мой проект «Зубцы» - ансамбль рожечников. Мы исполняем традиционные наигрыши пастухов Верхней Волги, которые я почерпнул от Сергея Осиповича Красильщикова, учеником которого себя считаю. Будут представлены и наши «молодые проекты», которые как-то соприкасаются корнями с традиционными, но создаются в настоящее время. Будет выступать ансамбль «Репей», участницы которого играют на травяных дудках. Они не являются моими учениками, но мы дружим и по существу составляем как бы одну семью в сфере традиционной музыки.
В программе сегодняшнего музыкального приношения мы покажем вам документальный фильм о пастухе Сергее Осиповиче Красильщикове, познакомимся с уникальными фольклорными проектами «Комонь» и «Киви Ниеми».
Например, культурный проект под названием «Комонь» – фольклорная группа, исполняющая разные виды старинной традиционной музыки, опираясь на южнорусскую традицию. Этим словом в давние времена называли боевого коня, оно давно вышло из употребления, но долго сохранялось в старинных песнях, былинах.
"Комонь" – это в первую очередь группа друзей, выпускников РАМ им. Гнесиных, объединенных в 2016 году любовью к традиционной русской музыке и целью показать миру, что не “калинка-малинка" или суперкокошники составляют народную традицию. "Комонь" исполняет песни a”capella, по крупицам собранные у старожилов в ходе этнографических экспедиций и старается воссоздать их оригинальное звучание. Выступления ансамбля знакомят зрителя с многогранностью и разнообразием русской музыкальной культуры, её местными особенностями. У них звучат балалайка, гусли, рожки, кугиклы и многие другие русские народные музыкальные инструменты. В своих выступлениях "Комонь" старается выйти за рамки стандартного концерта и вовлечь в действие зрителей, традиционными играми и танцами «расшевеливая» генетическую память. Особенное внимание коллектив уделяет аутентичности костюмов, собирая по бабушкиным сундукам рубахи, сарафаны, пояса и платки. Возраст некоторых элементов костюмов достигает двухсот лет. Обладая обширными познаниями в истории народной бытовой культуры, одежды, музыки, участники ансамбля с радостью рассказывают про свои костюмы и учат правильно завязывать платки и пояса.
Название ансамбля Киви Ниеми – саамское, в переводе означает Каменный Мыс. Это - музыкальный проект, объединяющий фолк-архаику русскую и скандинавскую с современным звучанием.