Из опыта работы в среде представителей социокультурной сферы мною сделан вывод: наибольшие затруднения возникают при закреплении на практике знаний о построении фандрайзинговой и PR компаний. Не всегда теоретические рекомендации «ложатся» на конкретную ситуацию. «За кадром» остаются реальные условия, в которых находится работник. Проигрывая воображаемые ситуации во время тренинга, слушатели подсознательно переносят их на свою реальную обстановку, а коллегиально (с помощью тренера) найденные ответы на вопросы позволяют им «легко и с удовольствием» решать собственные проблемы.
В процессе непрерывного образования, в частности, при повышении квалификации руководителей и специалистов социокультурной сферы часто возникает проблема применения (перенесения в практическую деятельность) предлагаемых теоретических методик. Повышение информационной насыщенности учебного процесса, внедрение новых форм предъявления учебного материала и стремление к совершенствованию технических средств обучения обеспечивают усвоение учащимися знаний, но, как показывает практика, не всегда способствуют формированию практических умений и приобретению соответствующих навыков. Нетипичность проблем, далеко неодинаковые условия для деятельности и разный уровень базовой подготовки обучающихся не позволяют сформировать необходимые профессиональные качества в рамках традиционной методики обучения.
Необходимость формирования в процессе обучения не только смысловых и эмоциональных, но и сугубо прагматических умений и навыков требует поиска новых принципов построения системы обучения и разработки более современных ее форм. В последнее время достаточно успешно используется система тренингов, включающая в себя освоение большого набора методов не только усвоения и активизации знаний, но и широкую практику их применения и внедрения.
Тренинги стимулируют процесс генерации идей, ориентируют на эффективное проецирование полученных в условной форме знаний на конкретную рабочую обстановку, позволяют учиться искусству общения. Выполняя в воображаемых ситуациях те или иные действия, сопоставляя их с собственным реальным опытом, анализируя и обобщая полученные результаты, слушатели формируют в своем сознании ряд психологических новообразований, приводящих к освоению качественно нового профессионального уровня.
Всякая деятельность, связанная с условностью – это игра. Там, где игра – роли и правила. Там, где роли – привычная для культорганизатора обстановка. Привычная обстановка способствует раскрепощенности. Раскрепощенность стимулирует процессы мышления, в том числе творческую фантазию и интуицию, что ускоряет поиск правильного решения проблемы.
ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ (PR) – сознательная организация коммуникации.
«Public Relations» - содействие установлению взаимопонимания и доброжелательности между личностью, организацией и другими людьми, группами людей или обществом в целом посредством распространения разъяснительного материала, развития обмена информацией и оценки общественной реакции (Международный словарь Уэбстера).
Цель PR – достичь взаимопонимания и установить плодотворные отношения между организацией и ее аудиториями путем двусторонней коммуникации.
Значение СКД заключается в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.
Поэтому информация о проектах в социокультурной сфере должна быть донесена как до потенциальный потребителей, так и до широкой общественности.
Решаемая проблема
- для продвижения социокультурного проекта необходимо рекламное сопровождение, в т.ч. и проведение специальных PR - акций с целью привлечения внимания как к проекту, так и к организаторам;
- для успешной PR-кампании нужны специальные знания;
- знания не имеют реальной пользы, если на их основе не выработаны умения;
- только в процессе регулярного применения знаний и умений вырабатывается навык.
Цель данного тренинга:
- дать необходимый минимум знаний по организации PR-кампании;
- выработать умения по применению полученных знаний;
- заложить основу для приобретения навыка работы с потенциальными потребителями предлагаемой услуги.
Механизм проведения тренинга:
- Для координации работы определяется ведущий (тренер или опытный сотрудник, владеющий методикой проведения тренинга);
- Распределяются роли участников тренинга.
- Производится задание проблемных ситуаций.
- Идет поиск решения и формулируются конкретные предложения.
- Производится анализ предложений.
- Формируются найденные алгоритмы действий для решения заданной проблемной ситуации.
- Выполняется контрольное задание по практическому применению результатов работы.
- Подводятся итоги.
Сроки работы: 3дня.
Этапы тренинга
1. Ведущий производит распределение ролей
Желательные результаты работы
Возможно:
- несколько конкурирующих групп, состоящих из:
- руководителя проекта,
- PR-менеджера,
- финансиста,
- заинтересованных исполнителей
- группа союзников,
- группа оппонентов,
- эксперты,
- жюри
2. Ведущий проверяет домашние задания:
- каждой группе представить рабочий вариант социокультурного проекта;
- подготовить варианты рекламных материалов (собственные наработки или вырезки из СМИ);
- приобрести реальные прайс-листы на те виды услуг и продукции, которые могут быть востребованы при проведении PR – проекта;
- каждой группе представить рабочий вариант социокультурного проекта;
- подготовить варианты рекламных материалов (собственные наработки или вырезки из СМИ);
- приобрести реальные прайс-листы на те виды услуг и продукции, которые могут быть востребованы при проведении PR – проекта;
3. Ведущий задает проблемную ситуацию:
- «Планирование PR – проекта»
- Руководители проектов формулируют предложения своих групп,
- Союзники предлагают аргументы «за»,
- Оппоненты выдвигают контраргументы,
- Жюри подводит итог
Возможно:
- Оценка ситуации;
- Постановка задач;
- Определение целевых аудиторий;
- Выбор методов и средств;
- Подготовка информации (создание сообщения);
- Выбор техники подачи;
- Распределение бюджета;
- Реализация;
- Подведение итогов, оценка результатов
4. Ведущий задает проблемную ситуацию:
«Оценка ситуации и постановка задачи»
Возможно - контент-анализ СМИ
5. Ведущий задает проблемную ситуацию:
«Работа с целевыми аудиториями (потенциальными потребителями)».
Разбивает ее на 3 позиции:
1). Определите на какие целевые группы будет направлена Ваша PR-кампания
Руководители проектов формулируют предложения своих групп,
Союзники предлагают аргументы «за»,
Оппоненты выдвигают контраргументы,
Жюри подводит итог
Невозможно убедить людей принять то или иное решение проблемы, предложенной в социокультурном проекте, или воспользоваться какой-либо услугой, не зная их отношения к этому или не учитывая их психологического состояния.
Возможная классификация:
География:
- место жительства,
- место работы,
- место учебы,
- место досуга.
Демография:
- пол,
- возраст,
- семейное положение,
- здоровье.
Социальные характеристики
- дети,
- подростки,
- молодежь,
- семья,
- инвалиды,
- ветераны,
- пенсионеры,
- другое.
Психологические характеристики:
- особенности,
- запросы, потребности,
- спрос.
Поведение:
- активность;
- участие/неучастие
2).Проведите анализ целевой аудитории
- эксперты оценивают соответствие выбора целевой аудитории поставленным задачам
При анализе отношения целевой аудитории к продвигаемым идеям и услугам, необходимо предусмотреть:
- эмоциональное отношение (от негативного до положительного),
- эмоциональная убежденность (поддержать/не поддержать),
- возможность влияния на привычки, склонности, предубеждения,
- готовность совершить желаемое действие.
3). Проведите анализ влиятельного (значимого) окружения
эксперты оценивают соответствие выбора влиятельного окружения поставленным задачам
Возможно:
- сторонники,
- оппоненты,
- конкуренты,
- нейтральная позиция.
6. Ведущий дает задание:
- Определите на какие целевые группы будет направлена PR-кампания
- Сформулируйте по каждой целевой группе задачи, которые будете решать в ходе кампании
7. Ведущий дает задание
«Разработайте под каждую целевую группу (в зависимости от PR-задачи) соответствующее сообщение (информацию)»
Руководители проектов формулируют предложения своих групп.
Союзники предлагают аргументы «за»,
Оппоненты выдвигают контраргументы.
Заинтересованные исполнители рассчитывают время, необходимое для реализации поручения.
Жюри подводит итог
Возможный состав сообщения:
1. заголовок;
2. текст
содержание (что сказать)
В зависимости от побудительных мотивов представителей целевой аудитории:
- рациональных (соотношение с личной выгодой),
- эмоциональных (вызов определенных эмоций: радости, гордости, вины, любви и пр),
- нравственных (вызывающих чувство справедливости, ощущение порядочности, желание помочь и пр.)
структура (как сказать) и форма (как выразить идею:
- дать четкий вывод,
- подвести аудиторию к нужному выводу,
- привести все аргументы «за»,
- добавить контраргументы
- усилить аргументами начало (или конец),
- привести (или нет) статистические данные,
- использование цитат и т.д.
8. Ведущий задает проблемную ситуацию:
«Оценка эффективности рекламного сообщения»
эксперты оценивают аналитические способности представителей групп, жюри подводит итоги
Проведение анализа его элементов:
- заголовок,
- текст,
- иллюстрации
9. Ведущий задает проблемную ситуацию:
«Определение методов продвижения информации»
Руководители проектов формулируют предложения своих групп,
Союзники предлагают аргументы «за»,
Оппоненты выдвигают контраргументы,
Жюри подводит итог
Возможно:
- пресс-релиз,
- пресс-тур,
- пресс-конференция,
- конференция,
- круглый стол,
- публичное выступление,
- серия публикаций в СМИ,
- выставка,
- презентация,
- семинар,
- открытое письмо,
- конкурс,
- пикет,
- сбор подписей,
- сувениры,
- акция и т.п.
10. Ведущий задает проблемную ситуацию:
«Определение каналов коммуникации (техники подачи)»
Руководители проектов формулируют предложения своих групп,
Союзники предлагают аргументы «за»,
Оппоненты выдвигают контраргументы,
Жюри подводит итог
Возможно:
- центральные и местные СМИ (учесть размер и состав аудитории, популярность, авторитетность),
- информационные щиты,
- вывески,
- плакаты,
- почтовая реклама,
- листовки,
- постеры,
- растяжки,
- переносные стенды,
- специализированный автобус,
- каналы личной коммуникации (личная беседа, разговор по телефону, переписка, прямой эфир, выступление перед аудиторией, поддержка лидеров и знаменитостей и пр.),
- мероприятия событийного характера (презентации, выставки, пресс-конференции, праздники и пр.)
11. Ведущий задает проблемную ситуацию:
«Определение способов управления информацией»
Руководители проектов формулируют предложения своих групп,
Союзники предлагают аргументы «за»,
Оппоненты выдвигают контраргументы,
Жюри подводит итог
Возможно:
- формирование собственного информационного потока;
- сегментирование имеющегося информационного потока;
- манипулирование информацией:
- умолчание,
- подбор цитат,
- монтаж,
- перестановка,
- подбор нужных опросов,
- подгонка рейтингов,
- привлечение авторитетного посредника
- организация долгосрочного информационного партнерства для приоритетной поставки информации;
- оптимизация стиля и формы подачи информационных материалов:
- привязка к «круглой дате»,
- привязка к общественно значимому событию,
- демонстрация разных взглядов и подходов,
- привлечение мнений влиятельных людей,
- придание новостного характера,
- придание эксклюзивного характера,
- придание мониторингового характера,
- поэтапность подачи,
- сопровождение иллюстративным материалом,
- подробные комментарии и пр.
12. Ведущий задает самостоятельную работу:
Подготовить пресс-кит (медиа-кит) для СМИ
Возможно:
- пресс-релиз (анонс),
- новостной пресс-релиз,
- бэкграундер,
- заявление,
- сборник биографий,
- занимательная статья,
- обзорная статья,
- интервью
13. Ведущий задает проблемную ситуацию для всей группы:
«Подготовка сметы расходов на проведение PR-кампании
по 2 вариантам:
- неограниченные возможности финансирования и людских ресурсов;
- крайне ограниченные возможности финансирования, отсутствие необходимого количества сотрудников»
Заинтересованные исполнители рассчитывают время, необходимое для подготовки сметы
Возможные статьи расходов:
- полиграфические услуги;
- размещение рекламы в СМИ;
- размещение рекламы на рекламных щитах;
- создание интернет сайта;
- зарплата, начисление на з/п;
- гонорары;
- услуги средств связи;
- транспортные услуги;
- изготовление сувениров;
- фото- и видеосъемка;
- проведение массовых мероприятий и т.д.
14. Ведущий дает задание финансистам: оценить «разброс» затрат
- оценить эффективность предполагаемых затрат,
- найти «точки экономии»,
- определить оптимальный вариант
15. Ведущий дает задание группам: Оформить свой проект PR-кампании
подготовить полный комплект материалов для проведения PR-кампании по выбранной проблеме
16. Защита индивидуальных (групповых) проектов PR-кампании
работает жюри по отбору лучших проектов
17. Подведение итогов работы на тренинге, поощрение отличившихся участников
Возможные критерии:
- оригинальные идеи,
- убедительность,
- наглядность,
- компетентность,
- активность
18. Отзыв слушателей (в виде анкеты или устного разговора)