Рабочая тетрадь №1 по теме «Инициация»

1 вариант: проектная идея (основной замысел проекта) определена, значит начата инициация проекта, затем нужно понять, для кого ее реализация нужна, полезна и выгодна, какие и чьи проблемы она поможет решить.

2. вариант: сначала инициаторами проекта выделяется (локализуется) определенная проблема – несоответствие того, что требуется, тому, что имеется (что-то мешает, что-то вредит, чего-то недостает, открываются новые возможности и т.п.), поэтому нужно найти то, что устранит этот разрыв между «тем, что есть» и «тем, что должно быть». Тогда идея проекта заключается в представлении продукта или услуги, внедрение которых позволит решить выявленную проблему - инициация начата.

Ее главная цель – оценить жизнеспособность проекта для принятия решения о том, стоит ли над ним работать.

Ее главный продукт – положенный на бумагу «паспорт проектной идеи» - краткое описание концепции проекта, обоснование актуальности, реальности результативности проекта, которые в дальнейшем примут форму «Заявки на финансирование» или «Заявки на получение гранта».

 

1 ВАРИАНТ:

 

Сформулируйте идею: 

 


 


 


 

Какие проблемы она решает: 

 


 


 


 

Уточните для кого ее реализация нужна: 

 


 


 


 

полезна:

 


 


 


 

и выгодна:

 


 


 


 

Вывод:

 

Благополучатели проекта:

 


 


 


 

Возможные сторонники проекта:

 


 


 


 

Возможные противники проекта:

 


 


 


 

Возможные партнеры проекта:

 


 


 


 

Конкуренты:

 


 


 


 

Соберите информацию о социальной, политической и культурной жизни выбранной категории благополучателей (целевой аудитории): изучите материалы СМИ, проведите анкетирование, опросы, личные встречи и т.п.:

 


 


 


 


 


 


 

Проанализируйте полученную информацию с точки зрения проблематики:

 


 


 


 


 


 


 

Сделайте прогнозы различных вариантов развития ситуации:

 

а) при сохранении существующих тенденций:

 


 


 


 

б) в случае воздействий на них с целью оптимизации:

 


 


 


 

Почему решение этих проблем нужно решать именно сейчас (актуальность проекта):

 


 


 


 

Почему за реализацию идеи беретесь именно Вы:

 


 


 


 

Вывод:

 


 


 


 

2 ВАРИАНТ:

 

Соберите информацию о социальной, политической и культурной жизни жителей Вашей территории: изучите материалы СМИ, проведите анкетирование, опросы, личные встречи и т.п.:

Практическое задание: провести контент-анализ местных СМИ

а) «до сих пор ничего не делается для того, чтобы...»

«...безнадзорные и беспризорные дети включились в нормальную жизнь»;

«...возродить традиционное производство глиняных игрушек» свистулек»;

«...люди в нашем микрорайоне могли покупать ранним утром горячие булочки».

б). «Оказались неэффективными все меры по...»

«То, что делалось до сих пор... устарело»;

«С введением... возникло...»;

 «У жителей нашего микрорайона нет ясности в том, что...».

 


 


 


 

Проанализируйте полученную информацию с точки зрения наличия проблем:

 


 


 


 

Выделите проблему– несоответствие того, что требуется, тому, что имеется (что-то мешает, что-то вредит, чего-то недостает, открываются новые возможности и т.п.):

 


 


 


 

Уточните для кого устранение проблем будет нужно:

 


 


 


 

полезно:

 


 


 


 

и выгодно:

 


 


 


 

Вывод:

Благополучатели проекта:

 


 


 


 

Практическое задание

 

Дать сжатую формулировку ситуации, которая требует изменения - одно предложение; установить: а) чья это проблема (т. е. кого она касается, что это за люди или организации); б) каковы масштабы проблемы; в) поддается ли проблема решению; г) что будет, если проблема не найдет разрешения.

Подобрать статистические данные, говорящие о целесообразности реализации проекта.

 

Практическое задание

 

Разработать проектные предложения по направлениям деятельности:

1. Внедрение новых досуговых технологий.

2. Возрождение и развитие народного творчества.

3. Возрождение и развитие традиционной национальной (немецкой, татарской, русской и др.) культуры.

4. Возрождение и развитие традиционных народных ремесел и промыслов.

5. Город и учреждения искусства.

Или СВОЕ!!!

 

Возможные сторонники проекта:

 


 


 


 

Возможные противники проекта:

 


 


 


 

Возможные партнеры проекта:

 


 


 


 

Конкуренты:

 


 


 


 

Сделайте прогнозы различных вариантов развития ситуации:

 

а) при сохранении существующих тенденций:

 


 


 


 

б) в случае воздействий на них с целью оптимизации:

 


 


 


 

Что устранит этот разрыв между «тем, что есть» и «тем, что должно быть»:

 


 


 


 

Почему решение этих проблем нужно решать именно сейчас (актуальность проекта):

 


 


 


 

Почему за реализацию идеи беретесь именно Вы:

 


 


 


 

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы (поставьте галочку в соответствующей колонке):

 

В своей деятельности я: Да Нет Затрудняюсь ответить
Ставлю цели      
Принимаю решения о том, что должно быть сделано для достижения целей      
Планирую и организовываю работу      
Создаю и поддерживаю коммуникацию      
Мотивирую людей, придавая смысл их деятельности      
Анализирую, интерпретирую и оцениваю результаты работы      
Забочусь о своем духовном росте      
Итого:      

 

Подсчитайте количество галочек в каждой колонке.

Если в колонке «да» у Вас не менее 6 баллов - поздравляем, Вас можно назвать эффективным менеджером.

Если в колонке «нет» у Вас более 5 баллов - это повод задуматься о том, интересна ли Вам Ваша работа.

Если в колонках «да» и «нет» у Вас примерно одинаковое количество баллов, подумайте, как можно улучшить Ваши результаты

Если в колонке «затрудняюсь ответить» у Вас более 2 баллов - скорее всего Вы слишком формально подошли к выполнению задании, вернитесь к выполнению этого задания позже.

 

Тест - определение лидерских качеств. (Шкала самооценки)

 

Инструкция: перед Вами шкала оценки лидерских качеств. Цифра 9 обозначает высшую степень проявления качества, цифра 1 - низшую. Сделайте свой выбор.

 

  Сильно Слабо
Соблюдение норм морали 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Быстрота и гибкость ума 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Умение понимать других 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Рассудительность 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Стремление к роскоши 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Стремление брать ответственность 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Широта и глубина познания 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Верность слову 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Умение владеть речью 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Уважение человека 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Сдержанность 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Адекватность самооценки 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Рационализм в обращении с вещами 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Гуманизм 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Благородство 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Любознательность 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Стремление помочь людям 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Постоянство поведения 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Упорство в достижении целей 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Склонность к самообслуживанию 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Культура поведения 9 8 7 6 5 4 3 2 1

 

Сформулируйте идею проекта: 

 


 


 


 

Сформулируйте название проекта

 


 


 


 

Опишите цели проекта (желаемый результат деятельности, достигаемый в результате успешного осуществления проекта в заданных условиях его реализации, «цель – перевернутая проблема»):

 

Практическое задание

 

Сформулируйте цель, увязанную с выявленной Вами социальной проблемой, следуя нижеперечисленным правилам:

 

1. Цель должна быть конкретной;

2. Цель должна быть измеримой;

3. Цель должна быть реальной;

4. Цель должна быть ограниченной во времени.

 


 


 


 

Практическое задание

 

Сформулировать задачи проекта, употребив глаголы действия, например: подготовить, провести, разработать, создать, сделать, обеспечить, купить, установить, опросить и т.п.

 


 


 


 

Практическое задание

 

Внесите изменения и добавьте свои предложения в классификационную таблицу:

 

Предмет проектирования Форма продукта
Новая вещь, предмет некое изделие, оборудование, сооружение (детская площадка) костюм; макет; модель; сувенир; предметы, используемые в реабилитационной работе и пр.
Новые свойства (назначение и функции) старой вещи перепрофилирование старого, ребрендинг
Услуга или инфраструктура услуг консультации, коучинг,помощь на дому, помощь в трудоустройстве, ночлег, телефонное консультирование, досуговые услуги (аттракцион, игротека, «караоке», танцплощадка, дискотека) и пр.
Организация, или организационная структура (как объединение людей для достижения определенной цели) новые любительские объединения, клубы по интересам, общественные объединения, группы самопомощи, студии и пр.
Мероприятие массовые праздники: праздники городов, районов, улиц; выставки; мероприятия социальной направленности: презентации новых социальных служб или услуг, благотворительные акции, профилактические и досуговые мероприятия для различных групп клиентов, научно-практическая конференция, пресс-конференция, семинар и т.д.
Системы воздействия идеологии, системы воспитания, реклама,системы досуговой деятельности населения на разных уровнях, системы общих (профилактика, адаптация, реабилитация, обслуживание, обеспечение и т.д.) и частных технологий социально-культурой работы (социальная работа с пожилыми людьми, инвалидами, семьей, безработными) и т.д.
Каналы коммуникации интернет, создание электронных сайтов как источников информации и социальной рекламы конкретных служб и электронных страниц на уже функционирующих сайтах. Анализ данных социологического опроса. Сравнительно-сопоставительный анализ.
Поведение людей, реакция людей поведение потребителя определенных товаров и услуг (воздействие рекламы); здоровый образ жизни; «модное поведение», характеризующееся особым ценностным отношением к окружающему миру, строящемся на представлениях о престиже (воздействие моды, механизмы подражания).
Создание и продвижение имиджа имидж специалиста социально-культурой работы, института СКД в целом, молодого специалиста, лидера, товара (услуги), руководителя и т.д.
Самопроектирование технологические аспекты: выработка навыков планирования времени, согласования позиций, принятия решенийаспекты личностного развития
Творческий продукт Спектакль, игра; выставка, сценарий и постановка праздника, экскурсия, поход, экспедиция, живое панно на стадионах и площадях, коллаж и т.д. разработка Web-сайта, презентация в электронном виде (Power Point), Музыкальное или художественное произведение
Печатная продукция различного назначения информационные справочники и буклеты по определенной социальной проблеме, адресованные конкретным слоям населения; рекламно-информационные буклеты, справочник; газета; журнал; альбом, учебное пособие, справочник, брошюра, каталог, коллаж, комикс, Путеводитель (для туристов), афиша
Видео(аудио)продукция теле-радиопередача, рекламный ролик, джингл, видеоклип, видеофильм, фото-, аудио-, видеоотчет
Нормативно-правовая сфера Законопроект, организация выборной компании 

 

Определите формы продуктов Вашей проектной деятельности:

 


 


 


 

Опишите разрабатываемый Вами проект по следующим показателям:

Класс проекта (по структуре и составу проекта и его содержательно-предметной области проекты подразделяют на: мегапроекты, мультипроекты и монопроекты): 

 


 


 


 

Тип проекта (подразделяют по основным сферам деятельности, в рамках которых осуществляется проект: технический, организационный, экономический, социальный, смешанный):

 


 


 


 

Вид проекта (подразделяют по характеру предметной области на инновационные, инвестиционные, социально значимые, научно-исследовательские, учебно-образовательные, смешанные):

 


 


 


 

Масштаб проекта (подразделяют по объемам самого проекта, по количеству участников и степени влияния на окружающий мир на очень крупные проекты, крупные проекты, средние проекты и мелкие проекты):

 


 


 


 

Длительность проекта (подразделяют по продолжительности срока осуществления проекта на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные): 

 


 


 


 

Перечислите членов команды проекта (группа физических лиц и юридических организаций и их коалиций, объединенные во временный коллектив на период разработки и реализации проекта, в главную задачу которой входит согласование интересов всех участников процесса и координации их деятельности по достижению целей проекта):

проекта на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные): 

 


 


 


 

 

Ф.И.О. Должность Телефоны/время суток для общения Электронная почта Скайп/ время суток для общения
         
         
         
         

 

Участники проекта

 

Фамилия,инициалы /Группы Должность Роль в проекте Контактная информация Требования Влияние
           
           
           
           
           
           

 

 

 УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРОЕКТА

 

Составьте возможный перечень основных рисков проекта, проведите их ранжирование:

1.

2.

3.

4.

5.

Итогом работы на этапе инициации должно стать понятное описание того, каким образом реализация проекта поможет решить заявленную проблему. Из описания должно быть видно, что решаемая проблема актуальна. Должно быть понятно, чьи и какие именно потребности будут удовлетворять созданные благодаря проекту продукты и услуги. Кроме того, следует показать выгодные отличия предлагаемого варианта решения проблемы от имеющихся альтернатив. Если речь идет об улучшении чего-либо, то надо продемонстрировать сравнительные преимущества результатов проекта по отношению к принятым способам удовлетворения тех же потребностей.

У каждого проекта должна быть концепция. Если проект небольшой, то для изложения концепции часто достаточно несколько абзацев.

Концепция проекта разрабатывается на основе анализа потребностей грантодателя (инвестора) и благополучателей.

Главная функция документа — подтверждение и согласование единого видения целей, задач и результатов всеми участниками проекта.

Концепция определяет, что и зачем делается в проекте.

Концепция проекта - это ключевой документ, который используется для принятия решений в ходе всего проекта, а также на фазе приемки — для подтверждения результата. Она содержит, как правило, следующие разделы:

 

• Название проекта

 


 


 


 

• Цели проекта

 


 


 


 

• Результаты проекта

 


 


 


 

• Ключевые участники и заинтересованные стороны

 


 


 


 

• Ресурсы проекта

 


 


 


 

• Сроки

 


 


 


 

• Риски

 


 


 


 

• Критерии приемки

 


 


 


 

• Обоснование полезности проекта

 


 


 


 


 


 


 

Вопрос Да/Нет Комментарии
Действия этапа инициации
Известно ли кто является инвестором проекта?    
Кто будущие пользователи продукта проекта?    
Была ли понята проблема/ потребность, на решение которой нацелен проект?    
Были ли выявлены альтернативные способы решения проблемы/ потребности?    
Было ли учтено мнение ключевых участников проекта по способам достижения цели проекта?    
Сформулирована ли должным образом цель проекта (SMART)?    
Проведено ли собрание по поводу старта проекта, понимают ли участники проекта, какие цели стоят перед ними?    
Результаты этапа инициации
Концепция проектной идеи разработана?    
Определены ли полномочия, функциональные обязанности руководителя и участников проекта?    
Показатели проекта на этапе инициации
Согласованы ли предварительные сроки проекта с ключевыми участниками проекта? Нет ли отставания по срокам уже на текущем этапе?    
Согласован ли предварительный бюджет проекта с инвестором проекта, финансовыми службами организации?    
Обнаружены ли важные риски, документированы ли?    
Обнаружены ли проблемы, требующие немедленного решения, меры предприняты?    
На текущем этапе появились серьезные изменения? Документированы ли запросы на изменения?    
Принятие решения о переходе к следующему этапу
Участники проекта ознакомлены с Паспортом проектной идеи?    
Переход к этапу Планирования можно начинать?