"Тренинг: работа над созданием социокультурного проекта" Методическое пособие.

 В последнее время успешно используется система тренингов, включающая в себя освоение набора методов не только усвоения и активизации знаний, но и практику их применения и внедрения. Тренинги стимулируют процесс генерации идей, ориентируют на эффективное проецирование полученных в условной форме знаний на конкретную рабочую обстановку, позволяют учиться искусству общения. Выполняя в воображаемых ситуациях те или иные действия, сопоставляя их с собственным реальным опытом, анализируя и обобщая полученные результаты, участники формируют в своем сознании ряд психологических новообразований, приводящих к освоению качественно нового профессионального уровня.

Из опыта работы в среде представителей социокультурной сферы мною сделан вывод: наибольшие затруднения возникают при закреплении на практике знаний о разработке социокультурного проекта и построения фандрайзинговой и рекламной компаний. Не всегда теоретические рекомендации «ложатся» на конкретную ситуацию. «За кадром» остаются реальные условия, в которых находится работник.Проигрывая воображаемые ситуации во время тренинга, слушатели подсознательно переносят их на свою реальную обстановку, а коллегиально (с помощью тренера) найденные ответы на вопросы позволяют им «легко и с удовольствием» решать собственные проблемы.

 

Занятие 1. «Что такое проект?»

(4 акад. часа – 180 минут)

Цель: сформировать у участников первоначальные навыки экспертизы проектов по их типологии.

Задачи:

  • дать общее представление о проектировании;
  • разобрать классификацию проектов по их типологии;
  • отработать практические упражнения для их активного использования в работе над созданием проекта.

 

Содержание

Время

Примечание

Вводная часть:

Самопрезентация тренера

3

минуты

Здравствуйте! Прежде всего я хочу представиться. Меня зовут Татьяна Викторовна. Я – учредитель ФПКОП «Содействие», кандидат культурологии, член редколлегии ж-ла «ДК», но главное - практикующий педагог. В своей практической работе я уделяю особое внимание техникам создания, реализации и продвижения социокульурных проектов и сегодня я хочу представить Вашему вниманию тренинг по теме «Работа над созданием социокультурного проекта», занятие 1. «Что такое проект?». Наш тренинг будет продолжаться в течение 4 часов. Мы разберем с вами несколько блоков, которые будут нацелены на отработку специальных навыков. Основная часть тренинга представляет собой разбор теоретического материала, который закрепляется ролевыми играми и индивидуальными упражнениями. Использование принципа активности в тренинге объясняется тем, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% - из того, что видит, 70% - из того, что проговаривает, и 90% - из того, что делает сам. В ходе тренинга участники имеют возможность переоценить и отработать новые способы поведения, экспериментировать с ними. В конце следуют комплексные задания, позволяющие проверить, насколько хорошо участники усвоили информацию. Это своеобразный выпускной экзамен. Нужно сказать, что время, отведенное на проведение нашего тренинга, ограничено, поэтому будьте готовы к интенсивной работе, нацельтесь на успех! Я желаю нам успешной и плодотворной работы!

Самопрезентация участников

10

минут

Упражнение «История имени»

Участники по кругу рассказывают историю своего имени другим: почему, как и благодаря кому их так назвали, что это имя означает и что сам участник думает по этому поводу - на создание доверительной и благоприятной атмосферы

Формирование рабочих групп

10

минут

 Упражнение на формирование команды «квадрат, круг, треугольник, спираль»

План действий

  1. Подготовить 4 листа формата А3-А4
  2. На листах нарисовать фигуры: круг, квадрат, треугольник и спираль.
  3. Развесить листы с нарисованными фигурами в разных местах комнаты, в которой происходит тренинг.
  4. Дать инструкцию участникам тренинга подойти к листу с той фигурой, которая ему нравится более всего.
  5. Разъяснить участникам тренинга интерпретацию фигур.
  6. Для каждой из образовавшихся таким образом команд дать задание составить список рекомендаций для всей группы с учётом особенностей каждой группы.

Квадрат - отвечает за поддержание порядка и структуры.

Треугольник - помогает достигать результатов.

Круг - отвечает за формирование хороших человеческих отношений.

Спираль - помогает быть творческим и создавать новые идеи.

 Для каждой группы назначаются следующие задания:

* Те участники, которые выбрали круг, умеют хорошо взаимодействовать с окружающими и строить отношения. В соответствии с этой предрасположенностью, эта группа людей размышляет на вопрос о том, как внутри всей группы наладить хорошие взаимоотношения, чтобы команда была сплочённой, а климат в коллективе оставался тёплым и настрой позитивным.

 

 * Те, кто выбирает квадрат, наиболее успешны в поддержании порядка и структуры. Самое важное для них – выполнение правил. Чтобы правила существовали, и чтобы эти правила выполнялись. В соответствии с этим, группа «квадрат» придумывает такие правила и нормы для своей команды, которые помогут поддерживать в ней порядок и структуру.

 

* Ну а кто выбирает треугольник – это люди, знающие толк в том, как ставить цель и как её достигать. Поэтому группа «треугольник» думает о том, какие цели может выбрать для себя группа, и каким образом этих целей можно достичь наиболее эффективным образом.

  

* В группе «спираль» собираются обычно по-настоящему творческие натуры, зачастую несколько оторванные от реальности. Наиболее сильным качеством этой группы является способность творить, создавать новое. Поэтому этой подгруппе даётся задание придумать то, как всей команде стать максимально творческой и быстро реагировать на внешние изменения.

 Каждой группе даётся примерно по 10 минут на подготовку. Обсуждение в группах ведётся параллельно. 

В итоге от каждой подгруппы выдвигается участник, который рассказывает о рекомендациях для всей полной группы, подготовленных от подгруппы «квадрат», «круг», «треугольник» и «спираль» 

Те, кто знаком со стихиями, наверняка сразу уловит очевидную параллель.
Так, квадрату соответствует стихия Земли (логика).
Кругу соответствует стихия Воды (эмоции).
Треугольник - это Огонь (воля).
Спираль - стихия Воздуха (ум, интуиция)

Формирование правил работы группы

5

минут

  1. Норма конфиденциальности – полученная личная информация за пределы группы не выносится. Никогда не знаешь, какими путями пойдет выдаваемая информация, как она может исказиться и как аукнуться для другого человека. Поэтому, оберегая себя и своих коллег, избегайте, пожалуйста, обсуждения других участников за пределами группы.
  2. Норма активности. В тренинге 50 % успеха зависит от тренера, 50 % – от участников, всем надо принимать активное участие во всех упражнениях и заданиях, при этом, имея собственный выбор – молчать или говорить. Если в какой-то момент захочется посмотреть на процесс со стороны, можно взять на себя роль наблюдателя. Но наблюдатель тоже ведет себя активно. По окончании упражнения другие участники могут попросить у него обратную связь: рассказать, например, на что он обратил внимание, наблюдая за процессом взаимодействия со стороны.
  3. Норма отключенных телефонов. На время тренинга отключить звук мобильных телефонов -  предстоит важная работа, от которой лучше не отвлекаться на звонки самому и не отвлекать других участников вмешательством посторонних звуков.
  4. Норма одного голоса и поднятой руки. Если хочется что-то сказать, не перебивай другого участника, а подними руку. Тренер увидит поднятую руку и даст слово, когда подойдет время. Тем самым можно избежать шумных обсуждений и сэкономить время.
  5. Норма «антисоветизма». Советы запрещены, поскольку они не только бесполезны, но и бессмысленны. Вместо того чтобы передавать свой личный опыт словами, лучше предоставить другому участнику право получить собственный опыт и формулировать собственные выводы – это гораздо ценнее. Уважение, безоценочность – один человек говорит, другие слушают, не вешать ярлыков.
  6. Норма «стоп». В случае если участнику не хочется участвовать в обсуждении, он имеет право сказать «стоп» и отказаться тем самым от выполнения упражнения или высказывания, заняв позицию активного наблюдателя.
  7. Норма регламента – быть все дни, вовремя начинать и заканчивать занятия (каков распорядок дня, где курим, опаздываем или нет, что делаем с опоздавшими, как наказываем, как отдыхаем и т.п.).

Работа с ожиданиями

10

минут

Основные положения тренинга:

  • что такое проект?
  • типология проектов.

Метод «Дерево ожиданий»

Цель: Участники самостоятельно формулируют свои ожидания от тренинга, узнают об ожиданиях других участников. На протяжении всего тренинга видят свое продвижение вперед.

Материалы: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок, фломастеры, плакат, скотч.

Время: 10 минут (на минимальное количество участников от12 до 21)

Структура работы:

Ведущий заранее готовит большой плакат с условным «деревом». В начале занятия участникам раздаются заранее заготовленные яблоки. На них участники пишут свои ожидания от тренинга и по очереди помещают их на дерево. Ожиданий может быть несколько.

Овладение терминологией

2

минуты

Рабочая группа по словарю вступает в права

1 блок

Лекционная часть:

15

минут

Идея – это то, с чего начинается процесс проектирования.

Тем, кто всерьез собирается заняться составлением проектов, полезно было бы начать с чтения «Сказки о царе Салтане», представляющей собой, помимо прочего, великолепное пособие по проектированию. Уже в первых строках пушкинской сказки каждая из трех сестер в невинном разговоре за прялкой представила свой проектный замысел:
«Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –         Первый проект
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, –
Говорит её сестрица, –         Второй проект
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –      Третий проект
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».

Если есть идея – ваш проект уже на стадии замысла.

Толчком для возникновения проектной идеи могут послужить Ваши знания, личный и профессиональный опыт и способность применить его в реальной ситуации.

Проект – это уникальная идея, преобразованная в решение конкретной задачи с известным результатом. Все проекты имеют цель, которую нужно достичь в определенное время при определенных условиях.

Социокультурный проект – проект, направленный на решение проблемы в социуме средствами культуры.

Два вопроса, прежде чем продолжить

Нужно ли это делать? Оправдает ли результат затраченные средства?

Сможете ли вы это сделать? Осуществим ли проект техни­чески? Есть ли необходимые ресурсы?

Если вы дважды сказали себе «да», значит, готовы продол­жить и приступить к стадии разработки. Но если имеется хотя бы одно железное «нет», ни в коем случае не нужно браться за такое дело. Попытайтесь переопределить цели с учетом своих материальных и техниче­ских возможностей. Не получается – откажитесь от проекта, иначе не избежать потерь ресурсов и времени, а также – разочарований в коллективе.

Есть 3 простых признака, по которым можно отличить проект от любой текущей деятельности:

  • у проекта есть определенная уникальная цель или цели, которые можно выразить словами или записать;
  • у проекта есть начало и конец – проекты могут быть продолжительными, но не могут быть бесконечными;
  • у проекта есть определенные ресурсы - финансовые, трудовые, материальные или информационные.

Проект («положенный на бумагу») – описание деятельности, ограниченной во времени, пространстве и ресурсах, ориентированной на достижение совершенно конкретных и измеримых результатов.

2 блок 

Типология проектов.

 

 

30

минут

А). По реалистичности:

Проекты из «Сказки о царе Салтане»

Цель у всех сестер была одна – стать царицей, но старшие предложили проекты затратные, нереальные, не имеющие перспектив и, главное, – никак не соотнесенные с целью.
Фантазия сестер-неудачниц не шла дальше обыденных домашних занятий, пусть и приобретших гипертрофированные размеры в соответствии с их представлениями о царской жизни. Естественно, Салтан, выступивший в роли эксперта, определил этих девиц к станку и на кухню.
Напротив, младшая сестра сумела поставить цель реальную, позволяющую неженатому Салтану решить свои проблемы.

Кейс Остапа Бендера

Проанализируйте два эпизода из знаменитого сатирического романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» с точки зрения соотношения замысла предложенных Остапом Бендером проектов и ресурсов их осуществления.

Первый эпизод. Остап Бендер натыкается в Васюках на шахматную секцию и говорит васюкинкам из шахсекции: «Почему в провинции нет никакой игры мысли? Например, вот ваша шахсекция. Так она и называется: шахсекция. Скучно, девушки!.. Назвали бы, например, вашу секцию: «Шахматный клуб четырех коней», или «Красный эндшпиль», или «Потеря качества при выигрыше темпа». Хорошо было бы! Звучно!». Переименование секции в «Шахсекция четырех коней» тут же состоялось, и «гроссмейстер собственноручно... художественно выполнил на листе картона вывеску с четырьмя конями с соответствующей надписью».

Второй эпизод. Остап Бендер разворачивает перед васюкинцами проект проведения в их городке международного шахматного турнира. Он рисует картины приезда Капабланки, Ласкера, Алехина. Аргументация Остапа: такое созвездие шахматных имен привлечет любителей шахмат со всего мира – и средства на обновление города. Мраморные отели, железная дорога «Москва – Васюки», аэропорт «Большие Васюки» – лишь часть нарисованных бендеровским воображением объектов, которые неминуемо должны возникнуть. Он неудержим в обещаниях: «...мой проект гарантирует вашему городу неслыханный расцвет производительных сил. Подумайте, что будет, когда турнир окончится и когда уедут все гости. Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш великолепный город. Столица автоматически переходит в Васюки. Сюда приезжает правительство. Васюки переименовываются в Нью-Москву, Москва – в Старые Васюки... Нью-Москва становится элегантнейшим центром Европы, а скоро и всего мира.

– Всего мира!!! — застонали оглушенные васкжинцы.

– Да! А впоследствии и вселенной... Из Васюков полетят сигналы на Марс, Юпитер и Нептун. А там, как знать, может быть, лет через восемь в Васюках состоится первый в истории мироздания междупланетный шахматный конгресс!»32.

На исполнение проекта Остапу, по его оценке, требуется всего 100 рублей (чтобы разослать телеграммы великим шахматистам), в кассе «Шахсекции четырех коней» оказалось 21 руб. 16 коп.

Дайте вашу оценку реалистичности этих двух проектов.

Б). По содержанию проблем, определяющих актуальность проекта и новизне способов их разрешения, проекты могут быть типовыми и уникальными.

Типовые - воспроизводимы в других ситуациях с небольшой корректировкой в соответствии с местными условиями (например, проекты стандартных учреждений культуры).

Кейс проекта «Журавль в руке». Пермская государственная художественная галерея (Пермская обл.)

 Проект предполагает создание волонтерского музейного движения с целью привлечения к работе музея людей пенсионного возраста. Будут разработаны теоретические и практические учебные курсы на базе музейных коллекций. Пенсионеры научатся проводить экскурсии, привлекать посетителей, вести различные занятия, а также приобретут навыки по изготовлению изделий народного промысла. После обучения участникам будет предоставлена возможность создать собственные программы. Также пенсионеры смогут работать экскурсоводами по городу или, например, участвовать в ярмарках народных промыслов.

 Уникальные не могут тиражироваться в силу неповторимости ситуации и объектной области проектирования (например, проекты, связанные с реставрацией и использованием неповторимых архитектурных сооружений, природных ландшафтов и пр.).

Кейс проекта «Музейная почта». Гос. мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское». Автор проекта – Татьяна Ешина (Псковская обл.)
Этот проект знакомит с историей бытования письма с пушкинского времени до сегодняшнего дня. В специальном помещении создана действующая музейная почта, где любой желающий может стать участником мастерских и уроков письма, гостем литературной гостиной, сам составить письмо в стилистике XIX в. и написать его гусиным пером, а также многое другое.

В), В зависимости от объявленных целей и организационных средств, которыми пользуются инициаторы проекта, социокультурные проекты могут быть:

  • бизнес-характера: извлечение прибыли, организация коммерческих социальных мероприятий

Кейс проекта «Последний герой»: компании «Вимм-Билль-Данн» удалось значительно повысить свою узнаваемость и продвинуть торговую марку «J-7», реализовав проект «Последний герой», получивший широкий общественный резонанс.

Кейс проекта Граненый стакан - вещь, ставшая в России культурным символом. Однако, попробуйте заставить потребителя потратить деньги на этот символ. Сложно? Просто. Для этого надо поехать на стекольный завод, купить там стаканов, разложить их по коробкам и продать. В нашем случае возможность дополнительной рекламы заведомо отсутствовала. Однако мы сделали так, что упаковка продукта одновременно явилась рекламоносителем и POS материалом. Функция продукта расширилась. Теперь это не только посуда - это хороший подарок. Причем подарок, демонстрирующий не толщину вашего кошелька, а глубину вашего остроумия. Срабатывает метод «сценарного моделирования». Представьте себе, сколько поводов для разговоров возникнет там, куда вы явитесь с таким подарком. Даже те, кто пьют теперь из хрустальных или серебряных рюмок, с радостью заглянут в календарь, чтобы обнаружить «не повод не выпить» на текущий день.

Ностальгические реминисценции о портвейне в подъезде двадцать лет назад тоже гарантированы.

При себестоимости 1 комплекта в 107р. (при тираже 2.000 наборов) выручка составила 600.000р., а прибыль - 386.000р.

  • политические: внесение поправок в законодательство, поддержка политических движений, организация выборных компаний и пр.

Кейс проекта «Юношеский парламент» - идея проекта осуществляется в Екатеринбурге, где городская дума работает над созданием детской городской думы. Депутаты-дети будут действовать на неосвобожденной основе: обсуждать законопроекты, производить экспертизу городских программ и т.д.

Актуальность проекта обусловлена низкой социально-культурной и политической активностью подростков и молодежи; недостатком реальных механизмов и условий участия молодежи в решении актуальных вопросов экономики, политики, культуры; отсутствием системы «выращивания» местной политической элиты – лидеров, способных в будущем компетентно и ответственно решать проблемы города.

Задачи проекта – преодоление социального отчуждения молодежи, воспитание инициативного поведения, формирование потребности в активном действии и участии в различных сферах социальной жизни, воспитание в подростках способности добровольно принимать ответственность за решение общественно значимых проблем путем вовлечения их в активную социально-политическую деятельность, организации различных форм общественного самоуправления.

Форма реализации проекта – создание на базе средних школ самодеятельного объединения, по структуре и характеру деятельности моделирующего функции представительских органов власти города.

  • социальные: используются средства бизнеса, но обеспечивают социальные функции (поддержка образовательных организаций, здравоохранения, экологии, благотворительность и пр.)

Кейс проекта «Белый стол на зеленой траве»

Тольяттинский краеведческий музей, Театральный Центр Голосова-20, ОАО «Комбинат Праздничных Вин» представляют проект "Белый проект на зеленой траве". Слоган проекта – «Культура + Искусство + Бизнес ЗА КУЛЬТУРУ ПИТИЯ».

Основная идея проекта - комплексный разговор об алкоголе и взаимоотношениях человека и алкоголя, при участии Культуры, Искусства, Бизнеса. Основными участниками проекта и его инициаторами стали: от лица «культуры» - Тольяттинский краеведческий музей, «искусства» - Театральный центр Голосова-20, «социально-ответственного бизнеса» - ОАО «Комбинат праздничных вин» г. Тольятти. Разговор об алкоголе в проекте выстраивается при непосредственном участии Искусства, что позволяет говорить о теме Человека и алкоголя, используя язык метафоры, символов, обращаясь к символическому подтексту вина, белого стола. В рамках проекта пройдут арт-акции (перформансы, инсталляции, видео-арт) и публичные читки пьес современных тольяттинских драматургов в Тольятти, Самаре, Ижевске, Димитровграде.

  • культурные: поддержка учреждений, вырабатывающих культурные ценности, развитие предлагаемых ими услуг, внедрение перспективных идей.

Кейс проекта «Плотницкий центр» позволил заложить основы научно-методического обеспечения по обучению плотников-реставраторов из местной молодежи, практически полностью оснастить оборудованием, инструментом, оргтехникой, начать формирование производственной, учебной и экспозиционной инфраструктуры Плотницкого центра «КИЖИ».

Г). По организационной структуре социокультурные проекты могут иметь разовое и постоянное существование.

  • По длительности: долгосрочные и кратковременные.
  • По культурной ценности могут иметь идеально-концептуальное, организационное и действенное выражение

Пример: работа с людьми, которые занимаются музыкой:

  • идеальный план – написать им песню;
  • действенный - устроить им исполнение;
  • организационный - обеспечить условия исполнения/продюсирование выступления.

ПРОЖЕКТ - неосуществимый проект; замысел, не имеющий реальной основы (проверить работу словарной группы)

3 блок. Определение целевых аудиторий

30

минут

Есть целевые аудитории проектирования, поддержка которых (всегда!!!) ОБЕСПЕЧЕНА

Проект, направленный на решение проблем данных категорий граждан ОБРЕЧЕН НА УСПЕХ!!!

  • Семья (в т.ч. неполная)

Кейс проекта Социокультурное образовательное пространство реабилитационно-оздоровительного комплекса семьи «Большая Липовица».

В 1994 году на базе недостроенного санатория-профилактория в с. Большая Липовица Тамбовской области было открыто первое в России учреждение комплексного социального обслуживания семьи. Реабилитационно-оздоровительный комплекс (РОКС) «Большая Липовица» включает в себя ряд стационарных учреждений, специализированных по категориям граждан, нуждающихся в социальной психологической помощи, педагогической и профессиональной поддержке.

Комплексу присвоен статус базового социального учреждения, где отрабатываются новые социальные и педагогические технологии, реализуются инновационные проекты, обобщается опыт работы. Комплексное взаимодействие социально-психологической, социально-креативной, учебно-образовательной, лечебно-оздоровительной служб РОКСа формируют своеобразное, присущее только этому учреждению, социокультурное образовательное пространство, которое требует рассмотрения и теоретического обоснования как новое социально-педагогическое явление.

  • неблагополучные подростки

Кейс проекта «Арт-карнавал молодежной субкультуры «Белые ночи в библиотеке» представлен библиотекой имени Некрасова (г.Ижевск). Кризис общечеловеческих культурных традиций и ценностей - характерная черта эпохи потребления, но ижевская творческая молодежь ведет активные поиски нравственных ценностей и новаторских форм в повседневной практике создания культурных продуктов: литературных и музыкальных произведений, спектаклей, произведений живописи и концептуального искусства. Арт-карнавал - это презентация разнообразных форм и течений молодежной субкультуры Ижевска. В течение двух карнавальных ночей молодежь города представит в пространстве библиотеки все самое яркое, интересное и талантливое, что существует в ижевской молодежной среде. Параллельно в режиме on-line будет создаваться электронная арт-афиша «Белые ночи Ижевска» (веб-сайт), которая объединит разные направления молодежной субкультуры в едином информационном пространстве.

  • лица пожилого возраста

Кейс проекта Фестивальный марафон «Радуга надежды» культурно-просветительского учреждения «Дом молодежи» (г. Ижевск).

Инициативная группа ГУК КПУ «Дом молодежи» выдвигает социокультурный проект «Радуга надежды», основной целью и миссией которого является налаживание эмоциональных, психологических и творческих связей между поколениями, а также создание в городе культурной инфраструктуры для пожилых людей. Деятельность по осуществлению проекта предполагает перенаправить огромный культурный, моральный, творческий потенциал почти четверти населения города (пожилых людей, располагающих большим количеством свободного времени) в «мирное» русло: на создание новых досуговых культурных и творческих традиций для людей старшего поколения, поддержание традиций культуры и искусства, воспитание детей и молодежи.

  • лица с ограниченными функциями (это не только инвалиды, но и те, кто находится в «местах, не столь отдаленных», в больницах, хосписах и т.п.)

Кейс проекта Выставка «Недетские игры» (г. Ульяновск)

Целью социокультурного проекта «Недетские игры» является вовлечение в культурологическое пространство такого недостаточно изученного явления, как маргинальная культура, и, как ее отдельное проявление, тюремный фольклор, представленный в проекте изделиями из хлеба. Таким образом, творчество деклассированных элементов рассматривается в ряду не только социологического, но и эстетического порядка.

Социокультурный проект «Недетские игры» - экспозиция, состоящая из демонстрации не только различных жанров искусства, но и произведений различного статуса: профессиональных фоторабот, видеоклипа самодеятельной рок-группы, композиций из хлеба, явно подходящие под эстетическое определение «примитив», «кич». Все эти, на первый взгляд, взаимоисключающие друг друга объекты, объединены одной темой, обращенной к людям, находящимся в заключении и существующим в особом внекультурном пространстве со своими, отличительными от общественных, критериями суждений и оценок, представлениями о творчестве.

Одна из составляющих проекта – выставка работ известного в России и за рубежом фотомастера Валерия Щеколдина. На протяжении не одного десятилетия этот талантливый художник снимает жизнь заключенных в Мордовии, Татарии, на дальнем Востоке, в Рязанской и других областях. Его работы – это своеобразный социокультурный срез, выполненный в художественной форме. Череда лиц: молодых и старых, типичных тюремных «аборигенов» и наивных несчастных юнцов. Вторая – музыкальная часть проекта – это демонстрация сюжета видеозаписи со смотра художественной самодеятельности учреждения ЮИ – 78/9 Ульяновской области. Талантливые музыканты рок-группы «А-51», осужденные, отбывающие наказание в колонии строгого режима, во фраках и театральных париках, исполняют в стиле «хеви-металл» попурри «Capriccio», в котором звучат фрагменты произведений Моцарта, Бетховена, Хачатуряна и современных рок – групп, таких, как Queen, Scorpions, и все это на фоне декораций московского Кремля. Третья часть проекта – скульптурные композиции из хлеба. Авторы работ – люди, которые не впервые оказались в местах лишения свободы.

4 блок Упражнения на экспертизу проектов по определению целевой аудитории

15

минут

Упражнение по кейсу проекта «Снегурочка»

Дайте оценку презентации социального проекта, изложенного ниже. Тексты для анализа взяты из оригинально оформленного буклета, отпечатанного 5-тысячным тиражом и направленного в органы государственной власти, ряду общественных объединений и т. д. Проект получил поддержку и осуществляется с 1999 г. В то же время форма его представления дала повод для критики в некоторых средствах массовой информации. Чтобы не предопределять Вашего отношения к проекту, за которым стоят энтузиасты, многое делающие для развития социальной сферы, культурного процесса, воспитания детей, мы изменили его атрибуты, но сохранили формулировки, представленные в буклете.

Итак, проект «Снегурочка».

«Основные цели проекта. Создание новой традиции празднования масленицы. Формирование новых представлений о неотъемлемой героине масленицы – Снегурочке. Укрепление нравственных основ семьи и общества.

Содержание проекта. Основное содержание проекта направлено на развитие эмоциональных переживаний взрослых и детей, связанных с подготовкой к встрече, гостеванию и проводам Снегурочки. Содержание направлено на создание и укрепление семейных традиций. А по большому счету – на украшение жизни человека на Земле.

Участники проекта. Дети и взрослые. Здоровые и больные. Сказочные персонажи и реальные люди. Проживающие в селе и в городе, в поселке и на острове.

Исполнители проекта. Специалисты самых разных профессий. Психологи и педагоги. Социологи и историки. Художники и операторы. Сценаристы и режиссеры. Архитекторы и бизнесмены. Столяры и плотники. Слесари и электрики. Инженеры и менеджеры. Журналисты и писатели. Мамы и папы. Дедушки и бабушки. Мальчики и девочки.

Источники финансирования. Их поиск постоянно ведут руководители проекта в [названы города] и во всех городах и весях, которые хотят и могут помочь осуществиться столь дерзкой мечте

Этапы осуществления проекта. В широком смысле проект вечен и не имеет временных рамок. Как не имеет временных рамок жизнь человека на Земле. В узком – с 1 по 7 марта каждого года.

Ожидаемые результаты. Изменение представлений о Снегурочке и отношения к ней в государстве, обществе, семье».

Обсуждение: Что привлекает в проекте, а что создает неясности?

Ролевая игра: оцените проект по его описанию с позиций социального работника, бизнесмена – потенциального спонсора, главы органа местного самоуправления, с других ролевых позиций, которые сами и определите.

5 блок

Формулировки проблем.

10

минут

Формулировки личностных проблем, типичных для категорий и социальных групп, представляющих реальную и потенциальную аудиторию социокультурных проектов

  • одиночество, отсутствие круга друзей, общения
  • непризнание ближайшим окружением, непонимание со стороны близких
  • потеря авторитета, невозможность влиять на других
  • социальная незащищенность личности
  • отсутствие условий самореализации в труде, невостребованность личностного потенциала
  • трудности в общении с противоположным полом, невозможность реализовать себя в рамках семейных ролей
  • невозможность отождествить себя с определенной этнокультурной, профессиональной, социальной, духовной общностью
  • ощущение личностной несостоятельности, собственной ненужности, сомнения в личностной ценности
  • утрата (переоценка) доминирующих жизненных ценностей
  • кризис смысла жизни (неудовлетворенность прошлым, смысловая и эмоциональная ненасыщенность настоящего, отсутствие целей в будущем)
  • потеря самоуважения, комплекс неполноценности, низкая самооценка, неуверенность в себе, робость, боязнь быть отвергнутым;
  • неудовлетворенность социальным статусом, профессией, сферой интимно-личностных отношений;
  • неуверенность в завтрашнем дне, тревога, безнадежность, беспомощность
  • утрата личностной, социальной или национально-культурной идентичности и т.д.

Практическая часть:

Упражнения, которые позволяют получить задатки навыков

15

минут

Игра «Встречают по одежке»

Цель игры: развивать активное групповое общение, учиться внутренне анализировать свою социальную «маску».

Участники садятся в круг. Каждый получает карточку с надписью, например, «Я плохо слышу», «Я богатый», «Похвалите меня», «Решаю все проблемы», «Люблю подраться», «Дам денег», «Я все умею», «Пожалейте меня», «Я вас обманываю» и т.п. Карточки держат так, чтобы обладатель ее не видел надпись, в то время как все другим она видна. Участники активно общаются друг с другом в соответствии с тем, что написано на карточке. Общение с обладателем карточки строится в форме вопросов, просьб или утверждений завуалированно, косвенно, намеками, а не «в лоб» и при этом он должен догадаться, что именно (желательно дословно) написано на его карточке. На вопросы, просьбы, утверждения он, естественно, пока принимает информацию, не отвечает и никаких наводящих вопросов никому не задает.

Обсуждение: проводится методом поиска ответов на вопросы:

  • Что помогло догадаться о содержании надписи на карточке?
  • Что мешало понять содержание надписи на карточке?
  • Какие самые тонкие и остроумные высказывания или вопросы звучали в адрес владельцев карточек?

Демонстрации, которые позволяют убедиться в возможности дальнейшей работы

13

минут

Рабочая группа по словарю вступает в права.

Обсуждение дополнений к словарю – 5 мин.

Тестирование

1.             Проектом является:

a)    постановка задачи и ее решение;

b)   проблемная ситуация на локальном уровне;

c)    идеальная модель социально-культурного объекта.

2.             По содержанию проблем, определяющих актуальность проекта и новизне способов их разрешения проекты делятся на:

a)    общие и индивидуальные;

b)   традиционные и инновационные;

c)    типовые и уникальные.

3.             Результатом СКП является:

a)    разработанный проект;

b)   выделение ассигнований;

c)    разрешение на реализацию.

4.             Какие уровни, разрабатываемых проектов бывают:

a)    федеральный;

b)   краевой;

c)    локальный.

5.             По длительности проекты различают:

a)    краткосрочные;

b)   бессрочные;

c)    долгосрочные

Задания на закрепление

2

минуты

Задание

1.      Определите к какому типу может быть отнесен Ваш проект:

  • бизнес-характера, политический, социальный, культурный;
  • долгосрочный или кратковременный;
  • локальный, межрегиональный, международный (межпланетный?!).

Обратная связь

5

минут

Выделить «сухой» остаток тренинга: в течение 5-ти минут посмотреть все свои записи в ходе программы и в виде плана из 3-5 пунктов обозначить, что собираются применять на практике каждый лично и поделиться на группу своими выводами

Работа с «Деревом ожиданий». По мере того, как пожелания будут исполняться, т.е. яблоки начнут «созревать», можно их снимать и «собирать» в корзину или в конце занятий участники заклеивают свои ожидания и опасения цветными листиками:

  • сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения - зелеными
  • несбывшиеся ожидания и подтвержденные опасения – желтыми.

Оценка результата:

Зеленое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждем плодов. Желтое дерево – выросло не то, что ожидали.

Работа с трудными участниками

весь период

Например, «Возражун», «Помощник», «Пассив», «Всезнайка», «Целитель», «Борец»

Стадии формирования группы

весь период

Рождения

Обучения

Умирания

Заключительная часть:

 

3 минуты

Итак, что должен сделать «архитектор» социокультурного проекта: найти «ПРОБЛЕМУ» в окружающем социуме, предложить пути ее решения, используя свои профессиональные навыки.

ИДЕЯ…..продвижение………реализация………..РЕЗУЛЬТАТ

Т.Е., главное, достичь РЕЗУЛЬТАТА – видимого, значительного, измеримого …

Заключительное слово: «Как построить храм (легенда о Франциске Ассизском)» - 2 минуты

Франциск Ассизский был увлекающимся и впечатлительным юношей, сыном богатого торговца. Однажды он увидел сон, в котором ему явился ангел и сказал, что призвание молодого человека состоит в том, чтобы построить храм. Проснувшись, Франциск обдумал свой сон и решил дождаться отъезда отца, чтобы воспользоваться в его отсутствие семейными накоплениями.

Так он и сделал: стоило отцу отлучиться из дома на некоторый срок, как Франциск взял отцовские деньги, заказал на них строительные материалы, нанял рабочих и начал строительство прекрасного Храма в лесу. Храм рос до того ужасного для юноши момента, пока вернувшийся из дальних странствий отец не обнаружил пропажу своих денег и не перекрыл финансовые поступления великому юному подвижнику, заморозив стройку.

Опечаленный Франциск, не выполнивший миссии своей жизни, с горя уснул и – о счастье! – увидел второй сон. И в этом сне к нему опять явился ангел. Выслушав жалобы юноши на ограничения, наложенные отцом, ангел сказал: «Чтобы построить Храм, его нужно просто строить». Франциск проснулся. Поднялся со своего ложа. Вышел во двор. Увидел камень, лежащий у обочины дороги. Поднял его и отнес в лес, чтобы положить в стену своего Храма.

Так день за днем по камешку строил он свой Храм в полном одиночестве и без какой-либо помощи со стороны. Именно этот Храм и это деяние оставили в веках его имя. И до сих пор, вспоминая о Франциске Ассизском, люди говорят: «Чтобы построить Храм, его нужно просто строить».

 

Занятие 2. «7 шагов, которые нужно сделать, чтобы разработать проект»

(16 акад. часов – 960 минут)

Целевая установка тренинга состоит в том, чтобы обеспечить участников знаниями, умениями и навыками последовательных действий по созданию проекта, в т.ч. типовым набором способов и методов оформления заявки на финансирование социокультурного проекта, выработать у них умение конструировать собственные технологические подходы к решению проблем социума в динамично меняющихся нестандартных ситуациях.

Задачи:

- дать общее представление об алгоритме работы над проектом;

- разобрать поэтапно, пошагово последовательность действий по созданию проекта;

- отработать практические упражнения для их активного использования в работе над созданием проекта.

 

Содержание

Время

Примечание

Вводная часть:

Самопрезентация тренера

5 минут

Здравствуйте! Напоминаю о себе: меня зовут Татьяна Викторовна. Я – учредитель ФПКОП «Содействие», кандидат культурологии, член редколлегии ж-ла «ДК», но главное - практикующий педагог. В своей практической работе я уделяю особое внимание техникам создания, реализации и продвижения социокульурных проектов и следующие 2 дня мы будем работать в рамках 2-ой части тренинга по теме «Работа над созданием социокультурного проекта». Наш тренинг будет продолжаться в течение 16 часов. Мы разберем с вами несколько блоков, которые будут нацелены на отработку специальных навыков последовательных действий по созданию проекта. Напоминаю вам, что что любой навык формируется в многократном повторении и наиболее эффективны те участники, которые берут от тренинга по максимуму. Тренинг – как шведский стол – каждый возьмет после него столько сколько сможет.

Самопрезентация участников

30 минут

Упражнение «Факты о себе»

Упражнение «Десять фактов о нас» (листы бумаги А4)

Цели и возможности: упражнение помогает ощутить себя единой командой.

Инструкция: Вам необходимо развиться на пары и в течении 3 минут записать 10 фактов, которые Вас объединяют. После этого пары объединяются в четверки и находят 10 фактов уже для данной четверки. После этого объединяется вся команда и находит общие факты для всей команды.

Обсуждение: подчеркнуть, как много у нас общего, что здесь собрались не случайные люди и все мы оказались здесь потому что нас многое объединяет.

Формирование рабочих групп (команд)

30

мин

Что такое команда:

Группа с четко очерченным составом людей, дифференциацией ролей между ними, перед которой поставлена конкретная задача.

Синдром «Аполло»

Команда, состоящая из высоко способных индивидуумов (наличие аналитического ума и высоких общих показателей интеллекта), работает недостаточно эффективно.

Особенности функционирования таких команд:

  • У каждого члена команды присутствует особо важное мнение относительно своей роли в команде.
  • Участники действуют по собственному сценарию без согласования своих действий с коллегами.
  • Большие временные затраты на деструктивные споры.
  • Трудности в принятии решений, дискуссии в стиле «мертвого объятия» - поиск слабых мест в позиции и аргументах собеседника вместо поиска точек согласия.

Упражнение «Веревка»

Цель: навык командной работы, повышение настроения, определение стратегии взаимодействия в команде, выявление сложностей при взаимодействии в команде;

Инструкция: вам будет выдана веревка длинной ____м. Ваша задача взять веревку, глаза Вам будут завязаны, по команде тренера необходимо, держа веревку в руках, из веревки выложить (круг, квадрат, треугольник и др.)

Обсуждение: что помогало, а что мешало, решать командную задачу, как изменилось Ваше взаимодействие после тренинга.

Формирование правил работы группы

10 минут

  1. Норма конфиденциальности – полученная личная информация за пределы группы не выносится. Никогда не знаешь, какими путями пойдет выдаваемая информация, как она может исказиться и как аукнуться для другого человека. Поэтому, оберегая себя и своих коллег, избегайте, пожалуйста, обсуждения других участников за пределами группы.
  2. Норма активности. В тренинге 50 % успеха зависит от тренера, 50 % – от участников, всем надо принимать активное участие во всех упражнениях и заданиях, при этом, имея собственный выбор – молчать или говорить. Если в какой-то момент захочется посмотреть на процесс со стороны, можно взять на себя роль наблюдателя. Но наблюдатель тоже ведет себя активно. По окончании упражнения другие участники могут попросить у него обратную связь: рассказать, например, на что он обратил внимание, наблюдая за процессом взаимодействия со стороны.
  3. Норма отключенных телефонов. На время тренинга отключить звук мобильных телефонов -  предстоит важная работа, от которой лучше не отвлекаться на звонки самому и не отвлекать других участников вмешательством посторонних звуков.
  4. Норма одного голоса и поднятой руки. Если хочется что-то сказать, не перебивай другого участника, а подними руку. Тренер увидит поднятую руку и даст слово, когда подойдет время. Тем самым можно избежать шумных обсуждений и сэкономить время.
  5. Норма «антисоветизма». Советы запрещены, поскольку они не только бесполезны, но и бессмысленны. Вместо того чтобы передавать свой личный опыт словами, лучше предоставить другому участнику право получить собственный опыт и формулировать собственные выводы – это гораздо ценнее. Уважение, безоценочность – один человек говорит, другие слушают, не вешать ярлыков.
  6. Норма «стоп». В случае если участнику не хочется участвовать в обсуждении, он имеет право сказать «стоп» и отказаться тем самым от выполнения упражнения или высказывания, заняв позицию активного наблюдателя.
  7. Норма регламента – быть все дни, вовремя начинать и заканчивать занятия (каков распорядок дня, где курим, опаздываем или нет, что делаем с опоздавшими, как наказываем, как отдыхаем и т.п.).

Работа с ожиданиями

30 минут

Основные положения тренинга:

  • Анализ социальной ситуации;
  • Постановка проблемы: поиск «проблемных» групп населения; определение «болевых» мест и точек приложения сил;
  • Определение цели и постановка задач;
  • Определение методов/мероприятий, проводимых в рамках проекта;
  • Оценка ресурсов;
  • Составление плана действий;
  • Формирование бюджета проекта.

Метод «Автобусная остановка»

Цель: Сосредоточиться на своих ожиданиях и опасениях, определение собственных способов получения опыта на тренинге, информирование об этом остальных участников.

Материалы: самоклеющиеся листы (10х10), маркеры.

Время работы: 10 мин (на минимальное количество участников от12 до 21)

Структура работы: Все участники распределяются по трем мини-группам. Каждая группа находится на своей «остановке». То есть «остановки» у нас три:

  1. Что я ожидаю получить от участия в тренинге?
  2. Чего я опасаюсь?
  3. Чем я могу быть полезен другим участникам? Что я принесу в группу?

В мини-группах каждый участник пишет на листочках свои мысли на соответствующую тему, затем в мини-группах они обсуждаются. Все листочки приклеиваются на стену. Далее группы меняются местами и работают на следующих остановках.

Овладение терминологией

2

минуты

Рабочая группа по словарю вступает в права

Лекционная часть:

45 минут

Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования обусловлена тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности и успешность деятельности специалистов социально-культурной сферы во многом зависит от степени овладения ими такой технологией инновационной деятельности как технология социально-культурного проектирования. Владение технологией социокультурного проектирования, умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. Большинство организаций (фонды, фирмы, корпорации, банки), имеющие финансовые средства, реализуют собственные программы, как правило, путем выдачи средств по заявкам различных субъектов культурной жизни – организаций, учреждений, частных лиц, инициативных образований граждан. Бюджетное финансирование всех уровней (федерального, регионального, муниципального) также переходит на вариант проектного финансирования. При этом все они требуют предоставления заявки на финансирование социокультурного проекта по определенному образцу. Разрабатываются структуры заявок, вводятся ограничения по объему каждого раздела, приводится перечень документов и количество экземпляров, которые представляются в виде приложений, но, независимо от формы и стандартного образца конкретного бюджетодателя, в заявке, как правило, присутствуют одни и те же основные разделы: титульный лист, аннотация, презентация организации-заявителя, постановка проблемы (обоснование необходимости проекта), цели, задачи, методы и планы реализации, необходимый бюджет и ожидаемые результаты. В этой связи чрезвычайно актуальными становятся разработка и внедрение в практическую деятельность типовых (стандартизированных) форм заявок на финансирование социокультурных проектов.

1 блок  (шаг)

Анализ социальной ситуации

 

60

минут

Ситуационный анализ - это своеобразный фундамент, на котором зиждется все здание анализа окружающего вас социума. Без анализа текущего положения вещей в социальном мире невозможно ни заниматься построением прогнозов, ни принимать решения.

В данном случае вполне уместна классическая аналогия со строительством дома, при котором ошибки во время закладки фундамента могут привести к самым печальным результатам.

Точно так же просчеты при оценке ситуации влекут за собой крайне серьезные последствия: любая ошибка в ситуационном анализе обязательно скажется на последующих стадиях реализации социокультурного проекта.

Поэтому к анализу ситуации надо подходить с особой тщательностью.

Конкретные действия (работа с подборкой из вырезок СМИ):

  1. Собрать информацию о социальной, политической и культурной жизни региона, или конкретной ЦА (контент-анализ материалов СМИ, анкетирование, опросы, личные встречи и т.п.)
  2. Проанализировать полученную информацию с точки зрения проблематики;
  3. Сделать прогнозы различных вариантов развития ситуации:
    1. при сохранении существующих тенденций,
    2. в случае воздействий на них с целью оптимизации.

Комментарий. Прогнозы развития ситуации позволяют: а) оценить значимость тех или иных проблем, б) оценить возможность негативных последствий вмешательств в естественное течение социальных процессов, в) сформировать «образ желаемого будущего».

Практическая работа: SWOT – анализ.

SWOT - это это аббревиатура, образованная из начальных букв слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы).

Первые два параметра рассматриваются как внутренние факторы - то, что возможно изменить,

вторые - как внешние - то, что необходимо учитывать.

При анализе отношения целевой аудитории к продвигаемым идеям, необходимо предусмотреть:

  • уровень знания (информированности, осведомленности) по предлагаемой теме,
  • эмоциональное отношение (от негативного до положительного),
  • эмоциональная убежденность (поддержать/не поддержать),
  • возможность влияния на привычки, склонности, предубеждения,

готовность совершить желаемое действие.

Кейс «Положение о конкурсном проекте «Крапивная история»

2 блок (шаг)

Постановка проблемы: поиск «проблемных» групп населения; определение «болевых» мест и точек приложения сил

 

 

60

минут

Главный вопрос: «Почему возникла необходимость в реализации проекта?»

Формулировка проблемы – это указание на отсутствие чего-то, наличие чего-то негативного, приносящего вред, требующего изменения жизни благополучателей или внешних социальных условий, препятствующих, тормозящих, оказывающих негативное воздействие на решение проблемы, на решение которой направлен проект);

Это могут быть проблемы конкретного человека, либо группы людей (по терминологии проектирования – благополучателей), либо территории в целом. Кстати иногда проблемой могут стать и открывающиеся перспективы.

Работа в группах по кейсам:

Кейс 1. Возможные формулировки   проблем, типичных для всех составляющих среды и образа жизни (причем, проблем как социально-культурных, так и личностных).

Кейс 2. Возможные формулировки личностных проблем, типичных для категорий и социальных групп, представляющих реальную и потенциальную аудиторию социокультурных проектов.

Кейс 3. Возможные формулировки социальных и культурных проблем региона.

Выход на идеи проектов (по 1 на группу).

Работа с источником «Российские пословицы и поговорки» для поиска названия и слогана проекта.

3 блок (шаг)

Определение цели и постановка задач

40

минут

Цель - общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремятся авторы в ходе реализации проекта.

Еще можно сказать что цель - «перевернутая проблема»

Например, Вы хотите открыть Фитнес клуб. Все готово: есть помещения, тренеры, методики, но клиенты не идут. В чем проблема? Выясняем (различными способами), что люди мало знают про пользу фитнеса. Значит цель – проинформировать (дать знания) об этом!

Какие задачи при этом будут решены?

Задачи - конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели. Задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме.

Задачи формулируются в виде утверждений о действиях в ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению терминах.

Работа с кейсами:

Проект «Коломенская пастила: история со вкусом»

Проект «Пути господни…»

Проект «Сувениры Подмосковья»

Упражнение «Эффект и эффективность»

Эффект является отражением результата деятельности, т. е. того состояния, к которому стремится объект.

Эффективность:

  1. Отношение затрат к полученным результатам (Э = Р/3), выражающее экономичность использования средств и ресурсов. Эффективность тем выше, чем меньшие затраты позволяют получать один и тот же результат.
  2. Отношение результата к преследовавшимся целям (Э = Р/Ц), выражающее степень реализации целей деятельности. Эффективность тем выше, чем в большей степени результаты соответствуют целям.
  3. Отношение целей к реальным потребностям, проблемам (Э = Ц/П), выражающее степень рациональности выдвигаемых целей. Эффективность тем выше, чем в большей степени цели решают реальные проблемы.

4 блок (шаг)

Определение методов/ мероприятий, проводимых в рамках проекта

120

минут

Какие мероприятия необходимо осуществить исполнителям проекта для достижения результатов?

Описание форм и содержания деятельности (перечень мероприятий), необходимых для получения желаемых результатов с помощью имеющихся ресурсов.

Должно быть ясно: что будет сделано; кто, как, когда и в какой последовательности будет осуществлять действия; какие ресурсы будут при этом использованы.

Формулируя эти позиции, важно проследить смысловую и содержательную взаимосвязь логической цепочки «проблемы — цели — задачи — методы».

Все виды деятельности, перечисляемые в методах, в большинстве случаев, довольно стандартны: оказание консультаций, проведение семинаров, круглых столов, выпуск бюллетеней, проведение конференций и т.д.,

Продолжение работы с кейсами:

Проект «Коломенская пастила: история со вкусом»

Проект «Пути господни…»

Проект «Сувениры Подмосковья»

Упражнение на предложение мероприятий для своих проектов

5 блок (шаг)

Оценка ресурсов

45

минут

Работа со слайд-шоу

Виды ресурсов;

Источники ресурсов;

Способы привлечения ресурсов;

Определение круга потенциальных партнеров;

Изучение интересов потенциальных партнеров.

Упражнение 1. «Письмо инвестору»

Упражнение 2. «Письмо поддержки»

Кейс «Фонды»

6 блок (шаг)

Составление плана действий

30 минут

Работа с кейсом проекта: «Всероссийская мастерская

«Реальному опыту – творческую жизнь!»

7 блок (шаг)

Формирование бюджета проекта

 

60 минут

Продолжение работы с кейсом проекта: «Всероссийская мастерская «Реальному опыту – творческую жизнь!»

Этот шаг делается после написания проекта и его главный вопрос: являются ли позиции бюджета отражением затрат по ведению деятельности, описанной в проекте?

Как правило, бюджет составляется в соответствии с определенной формой и требованиями финансирующей стороны.

Для его составления необходимо собрать всю необходимую информацию: стоимость оборудования, размер гонораров, если проектом предусматриваются командировки, то стоимость проезда, проживания в том городе, куда отправляется специалист, стоимость аренды и канцелярских товаров, услуг и т.д.

Обычно бюджетная смета состоит из следующих статей:

  • Персонал (оклады, гонорары, оплата по трудовым договорам и пр.),
  • Административные расходы (аренда помещения, транспортных средств, канцелярские товары, публикации, коммуникационные расходы, оплата юридических услуг, банковские комиссионные сборы, страхование, перевод и т.д.),
  • Командировочные расходы (транспортные билеты, командировочные расходы),
  • Оборудование.

Упражнение «Смета моего проекта»

Ролевая игра «Защита сметы проекта»

Роли: инициатор проекта, инвестор, представитель СМИ, глава администрации или начальник управления культуры, население.

Возможные выводы по финансированию проекта:

  • заслуживает первоочередного финансирования;
  • может быть реализован при наличии средств;
  • есть смысл реализовать при наличии внебюджетных источников;
  • не имеет смысла финансировать в данное время из каких-либо источников;
  • нет оснований финансировать.

Практическая часть:

Упражнения, которые позволяют получить задатки навыков

180

минут

Работа со слайд-шоу «Написание заявки на финансирование проекта»

Упражнение «Презентация проекта в программе PowerPoint» и видео (кейс «Клубничная страна»)

Упражнение «Поиск грантодателя» (Кейс 100 грантов Президента)

Упражнение «Выбор момента начала проекта»

Демонстрации, которые позволяют убедиться в возможности дальнейшей работы

180

минут

Рабочая группа по словарю вступает в права.

Обсуждение дополнений к словарю – 5 мин.

Тестирование:

Ролевая игра: Защита проектов

Роли: инициатор (автор) проекта, инвестор, представитель СМИ, глава администрации или начальник управления культуры, население + роли в зависимости от проблематики проектов

Задания на самостоятельное закрепление

 3

минуты

  1. Оформить Заявку на финансирование проекта
  2. Оформить отчет об использовании грантовых средств

Заключительная часть:

Обратная связь

30 минут

Упражнение «Подведение итогов» используется для завершения тренинга, дает возможность вспомнить изученное, задуматься над тем, как полученные знания будут применяться в реальной жизни.

Необходимые материалы: листы бумаги формата А3, карандаши, фломастеры.

Описание. Все участники делятся на мини-группы, каждая мини-группа получает лист бумаги А3 и свое задание.

Первой группе нужно подготовить выступление, суммирующее основные пункты, рассмотренные на тренинге. Второй группе – комплекс мер, которые могут быть приняты в реальной жизни (на рабочем месте) для того, чтобы максимально использовать полученную информацию. Третьей – какие препятствия могут возникнуть при применении полученной информации в реальной жизни и как эти препятствия преодолеть.

Группам дается 10 минут, чтобы набросать идеи и придумать, как презентовать их группе. Листы А3 можно использовать для того, чтобы сформулировать на них основные пункты, сделать схематические рисунки и т.д.

После этого один представитель от каждой группы презентует всем соображения своей группы.

Обсуждение. Может ли группа добавить что-то к сказанному, с какими идеями участники согласны, а с какими – нет?

В заключение, организуется общегрупповое обсуждение с подведением итогов о характере опасений, ожиданий и возможностей участников тренинга («Автобусная остановка»)

Работа с трудными участниками

весь период

Например, «Возражун», «Помощник», «Пассив», «Всезнайка», «Целитель», «Борец»

Стадии формирования группы

весь период

Рождения

Обучения

Умирания

Заключительное слово: …и он сказал им: "Подойдите к краю!", они ответили: "Мы боимся", Он повторил "Подойдите к краю, Я вас всему научил!", они подошли к краю... Он сказал им "Прыгайте!!!", они ответили "Мы боимся, мы не сможем!!!", и Он столкнул их........ и Они полетели... Летите, и не бойтесь применять новое для более высоких результатов.

Оборудование и материалы:

Листы формата А3, А4, карандаши, фломастеры, маркеры, блоки белых и цветных (желтый, зеленый, красный) самоклеек, калькуляторы, книга «Российские пословицы и поговорки», ватман, подборка из вырезок СМИ, словари, веревки, иголки, скотч, плакат с условным деревом

слайд-шоу

  • Виды ресурсов;
  • Источники ресурсов;
  • Способы привлечения ресурсов;
  • Определение круга потенциальных партнеров;
  • Изучение интересов потенциальных партнеров.

 

Проект «Коломенская пастила: история со вкусом»

Проект «Пути господни…»

Проект «Сувениры Подмосковья»

Кейс 1. Возможные формулировки   проблем, типичных для всех составляющих среды и образа жизни (причем, проблем как социально-культурных, так и личностных).

Кейс 2. Возможные формулировки личностных проблем, типичных для категорий и социальных групп, представляющих реальную и потенциальную аудиторию социокультурных проектов.

Кейс 3. Возможные формулировки социальных и культурных проблем региона.

Кейс «Положение о конкурсном проекте «Крапивная история»

SWOT – анализ.

Кейс проекта «Снегурочка»

 

Карточки с надписью «Похвалите меня», «Решаю все проблемы», «Люблю подраться», «Дам денег», «Я все умею», «Пожалейте меня», «Я вас обманываю»

 

На листах нарисовать фигуры: круг' квадрат, треугольник и спираль.

Кейс проекта Выставка «Недетские игры»

 

Кейс проекта Фестивальный марафон «Радуга надежды» культурно-просветительского учреждения «Дом молодежи» (г. Ижевск).

Кейс проекта «Арт-карнавал молодежной субкультуры «Белые ночи в библиотеке» представлен библиотекой имени Некрасова (г.Ижевск).

Кейс проекта Социокультурное образовательное пространство реабилитационно-оздоровительного комплекса семьи «Большая Липовица».

 

Кейс проекта «Плотницкий центр»

Кейс проекта «Белый стол на зеленой траве»

Кейс Остапа Бендера

Кейс проекта «Журавль в руке».

Кейс проекта «Юношеский парламент»

Кейс проекта Граненый стакан

Кейс проекта «Последний герой»:

Кейс проекта «Музейная почта».

Слайд-шоу Заявка

© 2015-2018 Москва. Клуб менеджеров-практиков в сфере культуры. Все права защищены.